сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

С какими рисками сталкиваются лизинговые компании

Александр Герасимчук, экономист компании "Аргумент" (Красноярск), считает, что лизинговые компании сталкиваются с теми же рисками, что и все субъекты предпринимательства, работающие на российском рынке.

Политические риски возникают вследствие изменения социально-политической ситуации в стране и возможности недополучения дохода или потери имущества в связи с этим.

Макроэкономические - в связи с ожиданием подъема или кризиса в экономике, изменением ставки банковского процента, уровнем развития банковской сферы, снижением роста ВНП и т. п. Правовые - в связи с постоянным изменением юридической базы и противоречием законодательства, затрудняющим ведение предпринимательской деятельности.

Большая группа рисков связана прямо с предметом лизинга: риск невозврата - когда лизингополучатель отказывается возвращать лизинговое имущество, риск утраты - когда лизинговое добро физически утрачено, риск невозможности реализации оборудования на вторичном рынке и т. д.

Портфельный риск - неадекватное распределение портфеля лизинговых контрактов между лизингополучателями, концентрация лизингового портфеля у одного лизингополучателя или у группы компаний, принадлежащих к одной отрасли промышленности. Риски, связанные непосредственно с осуществлением деятельности лизингополучателя: менеджмент, свойство управления компанией, корпоративные противоречия, отзыв лицензии, конкурентоспособность лизингополучателя в отрасли, квалификация специалистов, работающих на оборудовании, полученном в лизинг, утрата платежеспособности лизингополучателя, мошенничество, форс-мажорные обстоятельства и т. п.

"В нашей компании работа экономической безопасности скрупулезно проверяет потенциальных лизингополучателей на стадии заключения договора лизинга, предусмотрено значительное обеспечение лизинговой сделки. Обязательное страхование и постоянное инспектирование предметов лизинга, мониторинг экономической ситуации у лизингополучателя позволяют контролировать положение дел", - отметил А.Герасимчук.

Владимир Евдокимов, генеральный шеф компании "АльянсРегионЛизинг" (Новосибирск), считает, что основными рисками в лизинговом коммерциале являются кредитный риск лизингополучателей и операционный риск центровой деятельности (оформление и сопровождения лизинговой сделки). Со II квартала фирма начала создание собственной риск-службы. На ныне организация риск-менеджмента описана, формализована в процедурах и сертифицирована. Качественная проработка и структуризация лизингового проекта и следующий надзор исполнения по формализованным критериям позволяют минимизировать операционный риск, а тщательный разбор кредитоспособности и последующий мониторинг финансовой отчетности лизингополучателя позволяют контролировать кредитный риск.

По словам Марины Мельниковой, начальника финансового отдела компании "Титан-лизинг" (Иркутск), в работе лизинговой компании выделяются три основных вида рисков: клиентский риск- неисполнение клиентом обязательств; риск производителя - производитель оказывается "недобросовестным"; риск ликвидности предмета лизинга. Каждая группа разрабатывает свои меры по минимизации этих рисков, но тем не менее сущность их одинакова: анализ клиента и его кредитной истории, внимательность к качеству и длительности "жизни" поставщика, адекватный прогноз цены на предмет лизинга на вторичном рынке.

"Наша компания является независимой лизинговой компанией и ориентирована главным образом на качество клиентов, а не на их количество. Работает закономерность Парето, когда 20% наших клиентов дает 80% наших продаж. Есть в этом и положительные, и отрицательные стороны, потому что что каждый ключевой клиент до срока или поздненько может уйти, нанеся урон клиентам, с которыми наладились тесные отношения. Это также своего рода риск, минимизировать тот, что мы стараемся путем постоянного совершенствования отношений с клиентами", - сказала М. Мельникова.

Так, например, проблема менеджера по работе с клиентами - свершить все возможное, чтобы никакие внутренние проблемы компании их не касались. Сильно важно, чтобы эти менеджеры умели действовать в команде и обладали определенными полномочиями для решения проблем, которые могут возникать. Иными словами, менеджеры по работе с ключевыми клиентами обеспечивают взаимодействие подразделений компании таким образом, чтобы их заявки выполнялись как позволительно быстрее и лучше.
 




2006-2019 © allbe.ru