С какими рисками сталкиваются лизинговые компании
Александр Герасимчук, экономист компании "Аргумент" (Красноярск),
считает, что лизинговые компании сталкиваются с теми же рисками, что и
все субъекты предпринимательства, работающие на российском рынке.
Политические риски возникают вследствие изменения социально-политической
ситуации в стране и возможности недополучения дохода или потери
имущества в связи с этим.
Макроэкономические - в связи с ожиданием подъема или кризиса в
экономике, изменением ставки банковского процента, уровнем развития
банковской сферы, снижением роста ВНП и т. п. Правовые - в связи с
постоянным изменением юридической базы и противоречием законодательства,
затрудняющим ведение предпринимательской деятельности.
Большая группа рисков связана прямо с предметом лизинга: риск невозврата
- когда лизингополучатель отказывается возвращать лизинговое имущество,
риск утраты - когда лизинговое добро физически утрачено, риск
невозможности реализации оборудования на вторичном рынке и т. д.
Портфельный риск - неадекватное распределение портфеля лизинговых
контрактов между лизингополучателями, концентрация лизингового портфеля
у одного лизингополучателя или у группы компаний, принадлежащих к одной
отрасли промышленности. Риски, связанные непосредственно с
осуществлением деятельности лизингополучателя: менеджмент, свойство
управления компанией, корпоративные противоречия, отзыв лицензии,
конкурентоспособность лизингополучателя в отрасли, квалификация
специалистов, работающих на оборудовании, полученном в лизинг, утрата
платежеспособности лизингополучателя, мошенничество, форс-мажорные
обстоятельства и т. п.
"В нашей компании работа экономической безопасности скрупулезно
проверяет потенциальных лизингополучателей на стадии заключения договора
лизинга, предусмотрено значительное обеспечение лизинговой сделки.
Обязательное страхование и постоянное инспектирование предметов лизинга,
мониторинг экономической ситуации у лизингополучателя позволяют
контролировать положение дел", - отметил А.Герасимчук.
Владимир Евдокимов, генеральный шеф компании "АльянсРегионЛизинг"
(Новосибирск), считает, что основными рисками в лизинговом коммерциале
являются кредитный риск лизингополучателей и операционный риск центровой
деятельности (оформление и сопровождения лизинговой сделки). Со II
квартала фирма начала создание собственной риск-службы. На ныне
организация риск-менеджмента описана, формализована в процедурах и
сертифицирована. Качественная проработка и структуризация лизингового
проекта и следующий надзор исполнения по формализованным критериям
позволяют минимизировать операционный риск, а тщательный разбор
кредитоспособности и последующий мониторинг финансовой отчетности
лизингополучателя позволяют контролировать кредитный риск.
По словам Марины Мельниковой, начальника финансового отдела компании
"Титан-лизинг" (Иркутск), в работе лизинговой компании выделяются три
основных вида рисков: клиентский риск- неисполнение клиентом
обязательств; риск производителя - производитель оказывается
"недобросовестным"; риск ликвидности предмета лизинга. Каждая группа
разрабатывает свои меры по минимизации этих рисков, но тем не менее
сущность их одинакова: анализ клиента и его кредитной истории,
внимательность к качеству и длительности "жизни" поставщика, адекватный
прогноз цены на предмет лизинга на вторичном рынке.
"Наша компания является независимой лизинговой компанией и ориентирована
главным образом на качество клиентов, а не на их количество. Работает
закономерность Парето, когда 20% наших клиентов дает 80% наших продаж.
Есть в этом и положительные, и отрицательные стороны, потому что что
каждый ключевой клиент до срока или поздненько может уйти, нанеся урон
клиентам, с которыми наладились тесные отношения. Это также своего рода
риск, минимизировать тот, что мы стараемся путем постоянного
совершенствования отношений с клиентами", - сказала М. Мельникова.
Так, например, проблема менеджера по работе с клиентами - свершить все
возможное, чтобы никакие внутренние проблемы компании их не касались.
Сильно важно, чтобы эти менеджеры умели действовать в команде и обладали
определенными полномочиями для решения проблем, которые могут возникать.
Иными словами, менеджеры по работе с ключевыми клиентами обеспечивают
взаимодействие подразделений компании таким образом, чтобы их заявки
выполнялись как позволительно быстрее и лучше.
2025 © allbe.ru
|