сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Полно лизинга для малого коммерциала

Автомобильный бум на российском рынке повышает спрос на услуги лизинговых компаний. Невысокий порог входа на рынок и быстрая окупаемость стали причиной появления множества игроков, готовых предоставлять автомобили в лизинг.

Покупатели же, в особенности из числа крупных компаний, останавливают свой выбор пользоваться смешанными схемами финансирования своих автопарков, не забывая и о преимуществах банковского кредитования.

Автомобильный лизинг остается наиболее востребованным видом лизинговых услуг. "Многие предприниматели оценили преимущества такого пути развития по сравнению с кредитованием и с охотой обращаются в лизинговые компании. Лизинг автопарка практикуют на практике все крупные компании, занимающиеся пассажирскими перевозками и дорожно-строительными работами", - говорит коммерческий босс компании "Прогресс-Нева Лизинг" Андрей Майданик.

О росте сегмента говорят и данные по объемам лизинговых сделок. "На лизинг автомобильного и железнодорожного транспорта в 2006 году пришлась половинка лизинговых сделок лизинговых компаний - 24 процента и 26 процентов соответственно", - рассказывает ведущий эксперт отдела лизинга автотранспорта ЗАО "НОМОС-лизинг - Северо-Запад" Михаил Лысков.

Предприятие, приобретающее автоагрегат по лизинговой схеме, сию минуту получает строй преимуществ. Основные из них - ускоренная амортизация, отсутствие необходимости изымать из оборота значительные суммы на покупку автотехники, а ещё понижение налогового бремени (до завершения расчетов добро находится на балансе лизингодателя, оттого лизингополучатель не является плательщиком налога на собственность и транспортного налога).

Также востребован операционный лизинг, то есть аутсорсинг - особенно компаниями, которые авто используют в качестве дополнительного средства мотивации сотрудника. "Они не имеют специализированного транспортного отдела, но располагают обширной филиальной сетью. Такие компании могут обретать автомобили в лизинг, чтобы поощрять своих специалистов, а "непрофильную" работу делегируют лизинговой компании", - говорит заместитель генерального директора компании "Глобус-лизинг" Михаил Рыбаков.

"Наиболее распространенная методика в эти дни - это лизинг с последующим выкупом автомобиля на срок до 3 лет. В этом случае, как правило, применяется упрощенная технология оценки финансового состояния клиента. Срок рассмотрения заявок и принятия решения по автолизингу составляет от 1 до 5 дней", - поясняет господин Майданик. Большой спрос, а кроме того низкий порог входа на рынок - для того чтобы сформировать парк из 10 автомобилей, довольно рядом 100 тыс. долл. - привели к тому, что сфера автолизинга уже близка к насыщению. Что, разумеется, работает на благо лизингополучателя.

Еще пару лет вспять лизинговые компании предлагали эксклюзивные программы обслуживания только клиентам, приобретающим автомобили на сумму от 300-500 тыс. долл., в текущее время на персональные условия может планировать и тот клиент, которому необходима одна или две машины представительского класса. Увеличение конкуренции приводит также к снижению лизинговых ставок и страховых взносов. "Поскольку банки снижают свои ставки, то и лизинговые компании как производное от банковского финансирования также снижают ставки", - считает Дмитрий Горизонтов.

По оценкам специалистов, емкость рынка автолизинга в Петербурге превышает 150 млн долл. "Портфели лизинговых компаний растут в среднем на 40-50% в год. На ближайшие два три года эта динамика сохранится", - прогнозирует Дмитрий Горизонтов, генеральный шеф Петербургской лизинговой компании. Оптимистичные прогнозы аналитиков полностью обоснованны. Петербург обладает рядом объективных факторов, способных вывести регион в лидеры российского рынка автолизинга. Единственный из них - возведение тотчас нескольких заводов крупных мировых автоконцернов, что в ближайшие годы видно увеличит цифра машин, поставляемых для лизинга.

Впрочем, существует и ряд факторов, как считают в компаниях, которые способны снизить привлекательность лизинга легковых автомобилей. Первым является бурное формирование автокредитования. В Петербурге объем выданных кредитов на приобретение автотранспорта уже исчисляется десятками миллионов долларов, новые игроки в этом сегменте появляются любой месяц, а доля машин, приобретаемых в петербургских салонах в кредит, перевалила за 40%. Словно бы бы лизинг и кредитование рассчитаны на разные слои потребителей: первая услуга ориентирована на юридических лиц, вторая - на физических.

Но, во-первых, существуют отдельные (пусть покуда и не массовые) банковские программы кредитования корпоративных клиентов на покупку легковых машин. Во-вторых, растет число индивидуальных предпринимателей, которые могут выступать как заемщиками банка, так и лизингополучателями. Наконец, предприятие, решившее снабдить свойский персонал (как правило, топ-менеджмент) легковыми автомобилями, тоже имеет вероятность выбора между двумя инструментами.

В обоих случаях клиент начинает пользоваться автомобилем сразу, сроки выплат взносов также эдак совпадают (обычно не больше двух-трех лет). Отличалка содержится лишь в том, что для приобретения машины в лизинг(юр.)вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем (ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" от 29 октября 1998 г.). не требуется залог, а также в том, что формально заемщик банка становится собственником машины сразу, а клиент лизинговой компании - только по завершении расчетов.

В этих условиях основным фактором, влияющим на отбор потребителя в пользу банка или лизинговой компании, является цена услуг. А вот она в то время как оказывается ниже у лизингодателей. "Ценовая политика - это главное, что выгодно отличает автолизинг от кредитования. Если автомобиль, приобретенный в кредит, обойдется потребителю самое малое на 20% дороже начальной стоимости, то при использовании лизинговой схемы переплата составит 15-16 процентов", - говорят в компании "Петроконсалт". Если забирать представительские машины и физических лиц, эффективность лизинга в полтора раза выше, соглашается Дмитрий Горизонтов.

Вторым фактором, сдерживающим развитие лизинга, является схема, по которой выбирают рскручиваться крупные компании, использующие автотранспорт, то есть основные клиенты лизинговых компаний. Они отдают предпочтение сочетать свой автопарк с лизинговым. "Наличие в парке собственного и лизингового автотранспорта позволяет компании вольно выплачивать платежи и вместе с тем обретать польза от перевозок. Это гарантирует более свободное планирование денежных потоков и снижает возможность кассовых разрывов", - отмечает Елена Чамкина, коммерческий управляющий компании "Скания Лизинг". В свою очередность сезонную надобность в автотранспорте выгоднее прикрывать аутсорсингом, чтобы не содержать ненужный транспорт во момент сезонного спада.

Более того, крупные компании уже ныне стремятся перевести грузовой автопарк в собственность, что в итоге может привести к полному вытеснению лизинга в сегмент малого и среднего бизнеса. Так, например, до 15% денежных средств от облигационного займа (объемом примерно 1 млрд рублей. - Ъ) компании "Митлэнд Фуд Групп" будет направлено на повышение парка собственного специализированного автотранспорта для обеспечения возрастающих объемов сбыта. Аналогичные планы объявила и группа X5 RETAIL GROUP (оператор сетей "'Пятерочка' & 'Перекресток'"), которая в конце марта подписала контракт с компанией Scania на поставку возле 150 грузовых тягачей.

"Действительно, крупные сетевые структуры и растущие компании, такие как "Лента", "О'кей", "Митлэнд", выходя в регионы, стремятся выстраивать личный автопарк для того, чтобы не зависеть от услуг региональных логистов", - констатирует вице-президент Союза перевозчиков Петербурга Анна Карелина. "Собственный автопарк позволяет экономить на логистических услугах до 20 процентов их стоимости, - утверждает Павел Лиленков, начальник отдела транспорта ООО "Максидом". - Не исключено, что в будущем мы рассмотрим возможность привлечения аутсорсинговых компаний, так как периодически возникают сложности с набором на должности грузчиков, экспедиторов, водителей. Но пока эти вопросы удачно решаются отделом персонала компании".
 




2024 © allbe.ru