сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Лизинг строительной техники

Лизинг - один из наиболее перспективных механизмов при решении задачи технологического перевооружения производства. Первые попытки использовать лизинг для решения проблемы технического перевооружения предприятия строительного комплекса начали предприниматься только в последние годы. Но темпы роста впечатляют.
Лизинг строительной техники в России растет темпами, опережающими среднерыночные. С ростом потенциала растет и конкуренция.
Высокие темпы роста обусловлены в частности тем, что строительная отрасль России, впрочем, как и другие отрасли материального производства, нуждается в масштабном обновлении парка строительной техники при имеющейся нехватке собственных оборотных средств. Предприятиям в условиях роста не выгодно извлекать из оборота крупные денежные средства с целью технического перевооружения и расширения своих основных средств. В этой ситуации лизинг является наиболее удобной формой приобретения строительной и специальной техники. Использование этого финансового инструмента характерно для стабильных и быстро растущих предприятий. Как известно, лизинг, в отличие от кредита, не отягощает баланс предприятия и позволяет экономить налог на прибыль.
Кроме того, лизинговые компании имеют право начислять ускоренную амортизацию на предмет лизинга с повышающим коэффициентом до 3-х. Это дает лизингополучателю возможность относительно быстро взять имущество на баланс по низкой (по сравнению с первоначальной) остаточной стоимости. Также некоторые лизинговые компании дают возможность строительным предприятиям учесть сезонность бизнеса при приобретении техники в лизинг. При учете сезонных схем лизинговые платежи присутствуют, но их сумма значительно снижается.
На сегодняшний день с помощью лизинга строительные предприятия приобретают весь спектр техники: оборудование для производства стройматериалов, башенные и автомобильные краны, бетоносмесительные установки, подъемно-транспортные машины. Поскольку строители стремятся как можно быстрее пройти «нулевой цикл», большим спросом пользуется землеройная техника: экскаваторы, бульдозеры и погрузчики. Среди популярных марок оборудования — Caterpillar, Kоmatsu, МАЗ, «Урал», КамАЗ, Liebherr. Не высок пока что спрос на специализированную дорожную технику: катки, фрезы, машины для регенерации и стабилизации дорожного полотна, автогрейдеры. Однако с ростом российской экономики ассортимент закупаемого оборудования должен расшириться.
Как и во многих других сегментах рынка лизинга, в строительной и дорожно-строительной технике самым популярным остается финансовый лизинг, так как он позволяет лизингополучателю по окончании выплат получить объект лизинга в собственность и не требует его возвращения лизинговой компании. Также популярность финансового лизинга обусловлена тем, что оперативный и возвратный лизинг строительной техники связаны с достаточно большими рисками. В частности, неизвестно, в каком состоянии будет находиться предмет лизинга после окончания срока его использования лизингополучателем, а также насколько быстро удастся провести его ремаркетинг (продажу на вторичном рынке). Существует риск, что дорогостоящая техника будет какое-то время простаивать на складе. Риск же, соответственно, приводит к повышению ставки по лизингу, в результате чего этот финансовый инструмент становится менее привлекательным для лизингополучателя.
Есть еще одна форма финансовой аренды, которая в последнее время вызывает все большую заинтересованность у отечественных строительных организаций, — оперативный лизинг. В этом случае срок использования строительной техники оказывается короче фактического срока ее амортизации. Поэтому строительная фирма будет иметь возможность, не используя право выкупа, досрочно вернуть лизинговой компании взятое в лизинг оборудование с целью получения нового, более современного. Лизинговая компания, в свою очередь, может вернуть ее поставщику, по договору обратного выкупа, или передать ее по более низким ставкам другим строительным организациям. Именно такой вид лизинга строительной техники наиболее распространен за рубежом. Востребованность данной услуги вызвана тем, что существует большое число строительных фирм, не уверенных в постоянстве объема выполняемых работ и периодически меняющих профиль своей деятельности. Техника берется ими на непродолжительное время под конкретные объемы. И хотя размеры платежей при оперативном лизинге обычно выше, чем при финансовом, поскольку лизингодатель вынужден учитывать в платежах расходы на страховку, регистрацию, техническое обслуживание и другие услуги, оперативный лизинг для такого рода клиентов во многих случаях более выгоден. В самом деле, у клиента появляется возможность обновить парк без внесения авансовых платежей и без проблем, связанных с реализацией старого имущества.
Лизингополучатель может чаще обновлять основные фонды, а платить при этом меньше, чем при выкупе оборудования через финансовый лизинг, так как будет погашать лишь часть стоимости переданного имущества.
Меняется и сам рынок строительной техники. Спрос на доступную технику отечественного производства в последние годы так вырос, что производители этой техники стали отставать от спроса, что неконкурентно увеличило сроки ее поставки.
Еще одной особенностью сегодняшнего рынка лизинга строительной техники является стремление строительных организаций к отсрочке начала лизинговых платежей или к ежеквартальной системе оплаты, что позволяет привязать выплаты по лизингу к графику поступления денежных средств от заказчиков.
Все более жесткой становится конкуренция и среди лизинговых компаний. В нынешних условиях «пассивное» привлечение лизингополучателя (путем снижения ставки и размера аванса лизинговой сделки) становится уже недостаточно эффективным. Для развития бизнеса лизинговые компании ищут более эффективные пути, среди которых следует выделить значительное сокращение сроков обработки лизинговых заявок, повышение уровня сложности лизинговых сделок и активное движение в регионы (формирование полноценных филиальных сетей).
 




2024 © allbe.ru