Российский лизинг
Буквально за пять лет лизинг из довольно экзотического продукта
превратился в массовое явление. Оптимисты видят в нем
палочку-выручалочку для малого бизнеса. По оценке экспертов, российский
рынок лизинга сейчас растет на 30-40% в год. Предполагается, что минимум
пару лет подобные темпы сохранятся. А по объемам - $17,5 млрд по итогам
минувшего года - отечественный лизинг стал лакомым объектом не только
для «случайных» игроков, но и для крупных финансовых структур.
Однако пока можно констатировать, что на этом рынке еще продолжаются
процессы формирования ландшафта. Это связано с генезисом российского
лизинга: он рождался как одно из направлений деятельности финансовых
структур - перспективное, но не самодостаточное. На старте им занимались
случайные посредники. В конце 90-х доминировал «лизинг поневоле»: был
крупный производитель, который хотел что-то продать, был покупатель, у
которого не хватало денег, и лизинг воспринимался ими как выход из
положения.
Затем ситуация изменилась, лизинг пополнил продуктовые линейки банков. И
наконец выросший спрос и появление официальной законодательной базы - в
1998 году принят закон «О лизинге» - дали лизингу возможность
формироваться уже как отдельному, вполне самодостаточному виду бизнеса.
Эта предыстория породила, соответственно, три типа игроков на этом
рынке. Во-первых, дочерние компании банков, в которых лизинг занял
объемы, достаточные для автономного существования. Банковские «дочки» -
«ВТБ-Лизинг», «Альфа-Лизинг», «Авангард-Лизинг», «Лизинговая компания
УРАЛСИБ», «Райффайзен-Лизинг», «НОМОС-Лизинг», «ТрансКредитЛизинг» -
занимают сейчас лидирующие места на лизинговом рынке. Вторая категория
игроков - операторы крупных производителей техники и промышленного
оборудования, для которых лизинг остается естественным продолжением
политики стимулирования продаж своей продукции. Лидирующие места тут
занимают компании «Ильюшин Финанс Ко», «Вольво Финанс Сервис Восток», «Скания
Лизинг» и лизинговая компания «КАМАЗ». Третью когорту игроков формируют
независимые лизингодатели - «РТК Лизинг», «РБ Лизинг», Europlan, «ФинСтройЛизинг»,
«Атлант-М Лизинг».
В результате, как отмечают эксперты, складывается нормальная
конкурентная среда. «Уже сейчас наблюдается поэтапная либерализация
условий: меньше ставки, длиннее сроки, - отмечает Диана Маштакеева,
гендиректор Поволжского кредитно-финансового центра. - Так что с
развитием этого рынка можно ожидать как заметного улучшения условий
лизинга, так и расширения продуктов и услуг, предоставляемых
лизингодателями».
Насыщение рынка имеет плюсы и для самих лизинговых компаний, поскольку
лизингодатели получают доступ к более дешевым и длинным деньгам. В
последние годы на российский лизинг стали всерьез смотреть как на
возможную точку приложения капиталов. Знаковым стал дебют отечественного
лизинга на рынке заимствований: компании «ТрансФин-М» и «РТК-Лизинг»
провели первые размещения своих облигаций. А пару недель назад «ВТБ-Лизинг»
заявил о намерении выпустить облигации на сумму 8 млрд рублей. Аналитики
полагают, что свою роль сыграет бренд ВТБ, однако сам факт успешного
размещения такого крупного заимствования будет означать, что лизинг
утверждается и на фондовом рынке.
Одна из тенденций развития рынка: лизинг постепенно рассредотачивается
по России. И хотя в списке крупнейших лизингодателей более 90%
по-прежнему занимают московские и петербургские компании, регионы
начинают «подтягиваться». Крупнейшие региональные игроки - лизинговая
компания «КАМАЗ» (Татарстан), «АльянсРегионЛизинг» (Новосибирск) и
некоторые другие - и сами ведут экспансию в другие регионы, составляя
конкуренцию столичным коллегам.
Уязвимое место российского лизинга сегодня - мощнейший перекос в сторону
автотранспорта. Однако ситуация начинает меняться и участники рынка
констатируют рост и других направлений лизинга, в частности
строительного и промышленного оборудования.
«В настоящее время Россия переживает определенный строительный бум, -
говорит Сергей Кирьянов, генеральный директор ООО «ФинСтройЛизинг». - К
примеру, строительные компании, с которыми мы сотрудничаем, выполняют до
70% объема в строительстве жилья и дорог Москвы и Подмосковья, около
половины - в строительстве аэропортов в Москве, Петербурге и Сочи».
По мнению Кирьянова, актуальными становится лизинг машиностроительной
техники, энергетического, полиграфического и пищевого оборудования и
IT-обеспечения. Это подтверждает и Сергей Рыбин, зампредправления банка
«Стройкредит»: «Все больший спрос на лизинговые услуги наблюдается со
стороны компаний, работающих в торговле, полиграфии, пищевой,
деревообрабатывающей и строительной отраслях».
Альтернатива для маленьких
Отраслевые сдвиги и возрастающая конкуренция ускорили весьма позитивный
процесс: лизинг поворачивается лицом к самой многострадальной части
российской экономики - малому бизнесу.
«Первая волна всплеска спроса на услуги лизинга уже прошла, и крупные
производители произвели обновление основных средств; сейчас с их стороны
объем заявок на услуги лизинга стабилизировался, - отмечает Алексей
Вольнов, директор Московского филиала ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ».
- А ниша услуг лизинга для предприятий малого и среднего бизнеса еще
относительно свободная. Спрос здесь превышает предложение».
Именно поэтому лизингодатели смотрят на малый бизнес как на
стратегического клиента. Причем не только в независимых компаниях, но и
в банках, более консервативных в отношениях с МБ. Например, в лизинговом
управлении Юниаструм Банка отмечают, что именно предприятия малого и
среднего бизнеса составляют основную массу клиентов - около 80%. «Мы
считаем, что работа с малым и средним бизнесом наиболее актуальна как с
точки зрения коммуникаций, так и с точки зрения доходности нашего
бизнеса», - заявил «Профилю» Игорь Фомкин, начальник управления
лизинговых операций Юниаструм Банка.
Инициаторы российского лизинга могут быть довольны: как отметил в
интервью «Профилю» президент Международной академии ипотеки и
недвижимости Иван Грачев, один из разработчиков лизингового
законодательства, сверхзадачей этого законодательства была цель дать
предпринимательству дополнительный ресурс развития. «Предприятия малого
и среднего бизнеса нуждаются в обновлении основных средств без
отвлечения значительных сумм оборотных средств, - говорит Сергей
Дергачев, гендиректор компании «ТрансКредитЛизинг». - Лизинг в этом
плане - универсальный инструмент и наиболее простой способ модернизации
производства. Можно сказать, что для малого бизнеса он стал
альтернативой классическому банковскому кредитованию».
С этим мнением солидарен и Сергей Кирьянов из «ФинСтройЛизинга», который
отмечает еще одно преимущество лизинга перед кредитованием:
взаимодействие с лизинговой компанией для малого и среднего бизнеса
гораздо проще и быстрее, чем с банком. Однако сами банкиры с этим не
согласны. «Полностью заменить кредитование лизинговые операции не могут,
- говорит Рыбин. - Далеко не все инвестиции в основные фонды могут быть
профинансированы с использованием лизинговых операций. Например, в
лизинг не получится приобрести оборудование, которое в случае
необходимости по техническим причинам сложно реализовать. Кроме того, в
соответствии с законом предметом лизинга не могут быть земельные
участки».
Тем не менее банкир соглашается с тем, что во многих случаях лизинг для
малого бизнеса удобнее и доступнее кредита. По оценкам специалистов,
сейчас лизинговые компании удовлетворяют 30-40% заявок малого бизнеса.
Это выше, чем количество положительных решений по кредитованию МБ в
банках. Главная причина: в случае с лизингом не встает вопрос залога -
ахиллесова пята в кредитовании малого бизнеса. К тому же лизинговые
компании, в отличие от банков, более детально могут изучить бизнес
клиента, соответственно, лимит доверия у них выше.
Хотя, как отмечают участники рынка, проблема непрозрачности подавляющего
большинства российских предпринимателей мешает и в этом случае.
Лизингодатели пошли здесь по пути банков: ввели в обиход скоринговую
систему рассмотрения заявок клиентов, причем более лояльную и гибкую,
чем традиционные банковские скоринг-системы.
«Лизингодатели предъявляют к партнерам менее жесткие требования,
принимают в расчет их неофициальные доходы», - отмечает Маштакеева.
Причем часто система оценки клиентов сводится к двум-трем основным
показателям бизнеса. По оценке самих бизнесменов, в среднем решение о
лизинге принимается в четыре-пять раз быстрее, чем решение о выдаче
кредита, и требует куда меньше затрат времени и бюрократических
процедур.
Еще один плюс лизинга - возможность маневра клиента в случае форс-мажора
или изменений в бизнесе: от лизинга, в отличие от кредита, можно
отказаться и вернуть его объект лизингодателю. В условиях неустойчивости
многих российских бизнесов этот плюс - весьма серьезный для многих
предпринимателей, особенно из числа тех, кто берется за проекты start-ap.
Впрочем, главный минус лизинга в сравнении с кредитом также лежит на
поверхности: ставки лизинговых платежей пока еще выше кредитных.
Лизингодатели пытаются решить эту проблему за счет внедрения
унифицированных лизинговых продуктов - неких типовых вариантов сделок,
реализация которых «на конвейере» потребует от лизинговых компаний
меньше трудозатрат. Однако это не снимает еще один вопрос - вопрос
выгоды самих лизингодателей. По мнению многих из них, лизинг на суммы
менее $40 тыс. компаниям невыгоден, поскольку размер маржи не покрывает
этих самых трудозатрат. Поэтому проблемы микрокредитования лизинг не
решает. Максимум, на что можно рассчитывать, полагают участники рынка,
это снижение нижней планки «выгоды» до $25-30 тыс. Но ниже лизинг
«упадет» едва ли.
Один процент недвижимости
«Медовый месяц» в отношениях лизинга и малого бизнеса имеет весьма
ощутимую подоплеку - либеральную законодательную базу, которая дает
лизингодателям гигантское налоговое преимущество. Банковский кредит не
может быть отнесен к числу затрат, проценты по нему платятся из прибыли
предприятий, подпадая под соответствующий налог. Все лизинговые платежи
классифицируются как затраты, тем самым освобождая предпринимателя от
налога на прибыль. К тому же клиент не платит с объекта лизинга налог на
имущество, поскольку до окончания контракта оно считается собственностью
лизинговой компании. А та имеет право применять коэффициент ускоренной
(тройной) амортизации, что позволяет и ей минимизировать налоговое
бремя.
По мнению Анатолия Аксакова, зампреда банковского комитета Думы, это
имеет значение не только для игроков рынка, но и для технического
развития страны. «Средний возраст российского промышленного оборудования
- 22 года, оно безнадежно устарело и с технической, и с моральной точки
зрения, - напоминает Аксаков. - Для сравнения, на Западе этот срок
составляет пять лет. Так что лизинг - это еще и один из способов
стимулировать модернизацию нашей экономики».
Большинство участников рынка соглашаются, что российское лизинговое
законодательство весьма прогрессивное и стимулирующее. Принципиальный
минус они видят в том, что пока не обеспечена база для развития одного
из стратегических направлений лизинга - лизинга недвижимости. Это лишает
малое предпринимательство возможности использовать лизинг еще и как
инструмент обретения пространства для бизнеса.
«Проблемы с недвижимостью во многом сдерживают развитие малого бизнеса,
- отмечает Диана Маштакеева. - У небольших предприятий очень велики
потребности в площадях, но недостаточно собственных средств для их
приобретения. А арендные отношения у нас несовершенны: договоры
заключаются, как правило, на 11 месяцев - для ухода от налогообложения,
арендатор никем и ничем не защищен, чаще всего договоры могут быть
расторгнуты арендодателем в одностороннем порядке. Соответственно,
производить финансовые вложения в помещения малому бизнесу обычно
невыгодно». Лизинг, по оценке экспертов, мог бы стать альтернативой не
только кредитованию, но и аренде. Тем более что сейчас арендная плата за
помещения сопоставима с лизинговыми платежами, но в последние входит и
выкупная цена, и через пять-семь лет клиент может стать собственником
помещения».
Между тем, если в Европе сделки с недвижимостью занимают 17% в общем
объеме лизинга, то в России - около 1%. Участники рынка полагают, что
связано это, во-первых, с несовершенством системы регистрации сделок с
недвижимостью, а во-вторых, с традиционным для России занижением
балансовой стоимости объектов недвижимости, что создает дополнительные
трудности для оформления лизинга, поскольку тут трудно провести часть
платежей «вчерную».
И вновь продолжается бум…
Тем не менее наблюдатели и участники рынка весьма оптимистично оценивают
перспективы развития российского лизинга.
«В последние два года рынок лизинга вошел в фазу быстрого роста, которая
будет продолжаться еще два-три года, если не будет сильных финансовых
потрясений в мире и стране, - полагает Алексей Федоров, гендиректор
компании «Атлант-М Лизинг». - Примерно в 2009-2010 годах рынок войдет в
фазу постепенной стабилизации. Сейчас на рынке достаточно места, чтобы
развиваться и наращивать портфель. Ежегодно появляется несколько
десятков новых лизинговых компаний. Но, думаю, через год-два начнутся
серьезные процессы по консолидации рынка, прокатится волна слияний и
поглощений».
Что касается количественных прогнозов, то они могут быть сделаны по
аналогии с европейской ситуацией.
«Перспективы развития лизинга трудно оценить количественно, - считает
Игорь Фомкин из Юниаструм Банка. - Можно только попытаться
спрогнозировать, отталкиваясь от доли малого бизнеса в ВВП и доли
лизинга в общем объеме инвестиций. В развитых странах доля малого
бизнеса в ВВП составляет около 50%, в России - пока в три раза меньше.
Что касается инвестиций, то доля лизинга в них в прошлом году составила
7%. В развитых странах этот показатель равен 25-30%. Если предположить,
что мы приблизимся к показателям развитых стран, то с учетом
кумулятивного эффекта (рост доли лизинга в инвестициях, помноженный на
рост объемов продуктов и услуг малого бизнеса. - «Профиль») можно
прогнозировать рост рынка лизинга примерно в 12 раз».
2024 © allbe.ru
|