Плюсы и минусы лизинга
Ударными темпами идут строительство, открытие и переоборудование — в
богатой Тюменской области бизнес растет на глазах, как бамбук в жарких
странах. Специалисты отмечают, что в России продолжается бурный рост
интереса к финансовой аренде — теперь бизнесмен на бизнесмене сидит и
бизнесменом погоняет. В лизинг берут все, что нужно для сельского
хозяйства, промышленности, транспорта…
Оказывается, у лизингодателей проблемы те же, что и у всех бизнесменов —
компании мучает кадровый голод, узкоспециализированные фирмы бьются за
клиентов с финансовыми корпорациями, местных лизингодателей теснят
сетевики, крупные компании провоцируют удешевление услуг и вытеснят с
рынка более мелких операторов. Интернет-издание «NewsProm.Ru» делает
обзор работающих в Тюмени лизинговых компаний и выявляет актуальные
тенденции отрасли.
Термин «лизинг» происходит от английского leasing. В современной
бизнес-среде под лизингом понимают форму аренды средств производства.
Помните, как у Маркса — у кого средства производства, тот и властелин
планеты всей. Кроме оборудования объектом лизинга может быть
недвижимость — теперь в ходу аренда зданий и даже целых промышленных
установок.
Объект лизинга приобретается лизинговой компанией у производителя машин
и оборудования и затем сдается внаем или аренду. В договоре
лизингодателя и лизингополучателя фиксируются время найма, размер
уплачиваемой процентной ставки, ответственность в случае гибели или
хозяйственного обесценивания имущества, возможности продления или
приобретения объекта лизинга по истечении основного срока аренды и
условия обслуживания объекта лизинга.
При лизинге финансирование осуществляется за счет привлечения средств со
стороны путем привлечения заемных средств. Вообще с развитием
кредитования рынок лизинга существенно расшился — теперь операторы уже
начинают работать с частными лицами.
Существует около 20 видов лизинга: банковский, возвратный, «мокрый»,
генеральный, классический, международный, раздельный, оперативный,
лизинг персонала… Для специалистов их различия сомнению не подлежат, ну,
а для простых смертных все виды лизинга похожи друг на друга.
Плюсов много, минус один
Специалисты лизинговых компаний на вопрос «Чем лизинг лучше кредита?» с
ходу дадут как минимум три ответа.
1) Для юридических лиц лизинг хорош тем, что затраты уменьшают
налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Арифметика здесь простая:
больше затрат — меньше налогов. Банковский кредит вместе со всеми
процентами в затраты не поставить, потому что проценты платятся из
прибыли, соответственно, появляется и налог на прибыль. А лизинговый
платеж, включающий в себя кредит, проценты и все дополнительные затраты,
целиком встает в затраты.
2) Имущество, взятое в лизинг, находится в собственности лизинговой
компании, которая имеет право не платить налог на имущество. Плюс все
возникшие с оборудованием проблемы должна будет решать лизинговая
компания. Открыли такси, взяли в лизинг машины и одну из них разбили?
Вот уже вдали виднеется спина расторопного лизингового специалиста,
побежавшего в страховую компанию.
3) Лизинговая компания имеет право применять коэффициент ускоренной
амортизации. Тот же автомобиль, например, «пятерка» или «семерка» в
обыкновенной организации амортизируется от 3 до 5 лет, лизинговая
компания амортизирует его за 12 месяцев. Затем имущество по нулевой
стоимости передается на баланс лизингополучателю. С нуля, естественно,
налоги тоже никто не платит.
При всей этой красоте минус у лизинга один — это недешево. Лизинг дороже
кредита. У разных компаний стоит по-разному, у кого-то зависит от суммы
и сроков сделки, у кого-то считается по фиксированной ставке. Специалист
одной из тюменских компаний назвал такие цифры: банковский процент
14–20%, лизинговый 1–3%. Часть компаний банковский процент от процента
лизинговой компании не отделяет, например у «РусЛизинга» ставка
составляет 17%.
Больше лизингодателей, хороших и разных
На тюменском рынке лизинговых услуг сегодня работает около десятка
компаний. Как правило, лизинговые организации универсальны: «В лизинг
можно предоставлять все что угодно, поэтому никаких ограничений, в том
числе и территориальных, нет. Мы можем открыть филиал и в деревне, если
будем уверены, что бизнес пойдет», — говорит Ольга Ткачук, специалист по
лизингу «Югорской лизинговой компании». Несмотря на то, что все
компании, в принципе, универсальны, многие из них отдают предпочтение
тому или иному виду лизинга. Так, в профессиональном сообществе считают,
что «Югорская лизинговая компания» и «Сибирская нефтяная лизинговая
компания» наиболее активно работают в сегменте лизинга промышленного
оборудования.
«Западно-Сибирская лизинговая компания» значительную часть внимания
отдает сегменту лизинга легкового автотранспорта. Кстати, сейчас
лизинговать его становится все сложнее, поскольку большинство крупных
производителей — «Камаз», Toyota, Audi и др. — имеют свои лизинговые
программы. Да и автокредит теперь на каждом шагу, его часто выбирают по
причине легкого доступа к программам потребительского кредитования — до
сих пор не все отчетливо понимают, в чем различия лизинга и кредита.
В Тюменской области, по сравнению с другими регионами, хорошо развит
лизинг грузового автотранспорта и дорожно-строительной техники —
ударными темпами идет строительство дорог, жилья и прочих объектов.
Большой опыт работы с сельхозтехникой имеет «Тюменская агропромышленная
лизинговая компания», она в этом сегменте работает с начала развития
лизинга в регионе. Кстати, в Тюменской области лизинг начал развиваться
именно как агропромышленный — в середине девяностых с появлением первого
закона о лизинге в региональных бюджетах появились лизинговые пункты.
При освоении бюджетных средств лизинговали сельскохозяйственное
оборудование и скот — племенных коров и свиней.
В начале XXI века стремятся упрочнить свои позиции региональные
представители крупных московских лизинговых компаний: «Каркадэ», «РусЛизинг»,
«ВСП?Лизинг». Как правило, сетевики абсолютно «всеядны», они берутся за
клиента любой специализации, хотя и здесь есть оговорки. «Специализации
у нас нет, но в Тюменском регионе ставка на дорожно-строительную технику
и грузовую технику, — комментирует специалист компании «РусЛизинг» Денис
Герасимов. — Связано это со спецификой региона — здесь строится много
дорог».
«РусЛизинг» активно продвигает и такую услугу как аренда с правом
выкупа, она доступна как юридическим, так и физлицам. «Услуга
востребована физическими лицами, но она интересна и для малого бизнеса —
она подешевле, удобнее в делопроизводстве», — считает Денис Герасимов.
Кстати, именно сетевики провоцируют удешевление лизинговых услуг на
региональных рынках. «Удешевление действительно есть, — считает директор
тюменского филиала «Югорской лизинговой компании» Алексей Пульников. —
Происходит оно за счет того, что в наш регион приходят крупные игроки —
московские компании, да и дочерние компании при банках активно
привлекают клиентов. У них услуги немного дешевле, чем у компаний,
находящихся не при банке».
«Клиентам обращаться к нам удобно потому, что они все получают в одном
месте: и кредитование, и лизингование происходят внутри одной
организации», — говорит Андрей Козырев из лизинговой компании финансовой
корпорации «УралСиб». Он дипломатично называет плюсами «карманных»
лизинговых компаний быстроту выполнения операций и меньший
документооборот.
Аналогично другим видам бизнеса, в сфере лизинга начинают появляться
региональные сети. Вышеупомянутая «Югорская лизинговая» началась, как
несложно предположить, в Ханты-Мансийске. Вслед за северными филиалами
открыли офис и в Тюмени. «Лизинговые услуги становятся более
востребованными, поэтому компания хотела бы и дальше развивать сеть.
Пока сделали шаг в Тюмень, потому что город довольно перспективный», —
комментирует Алексей Пульников. На вопрос о кадрах отвечает: «Лизинг в
Тюмени активно развиваться начал недавно, специалистов недостаточно и
поэтому приходится самим заниматься их обучением».
Кадры в лизинге, даже на взгляд непосвященного, молодые да ранние,
менеджеры высшего звена, и те в этом бизнесе молоды: средний возраст
директора лизинговой компании — около 35 лет
2024 © allbe.ru
|