Лизинг сегодня законный вид инвестиционной
деятельности в России
В общем системном кризисе экономики России инвестиционный кризис
является самым жестоким и тяжелым. По опубликованным данным в период с
1992 по 1997 годы при среднегодовых темпах падения валового внутреннего
продукта на 7,5 %, валовой продукции промышленности на 10 % инвестиции в
реальный сектор экономики сокращались в среднем за год более чем на 25
%. И это при том, что сегодня мы имеем 70 - 90 процентный уровень
изношенности основных фондов большинства российских промышленных
предприятий и предприятий сферы услуг. Очевидно, широкомасштабное
перевооружение производства и внедрение на его основе новых технологий -
ключ к решению экономических проблем России. Предельно ясно, что здесь
без инвестиций в основные фонды не обойтись.
В свое время именно лизинг был предложен и поддержан правительством, как
инструмент, позволяющий решать инвестиционные проблемы реального
производства.
Сегодня он таким и остается, только теперь этот инструмент более выверен
и отлажен, а в проекте закона "О лизинге" он определен как вид именно
инвестиционной деятельности.
В кажущейся, на первый взгляд, сложности лизинговой сделки, на самом
деле, заложена предельная простота и ясность взаимоотношений всех ее
участников. Здесь каждый занимается своим делом: лизингополучатель с
максимальной отдачей эксплуатирует поставленное оборудование и тем самым
обеспечивает стабильность (экономическую и социальную) собственного
предприятия. Поставщик оборудования обеспечивает комплектность поставки
и гарантийное обслуживание, финансовое учреждение следит за выполнением
кредитного договора, страховая компания оценивает риски сделки и
отслеживает момент наступления страхового случая, а лизингодатель следит
за правильностью использования лизингового оборудования и исправностью
поступления лизинговых платежей. Именно на последнем, замыкаются все
нити сделки. В результате, лизингополучатель с его ограниченными
свободными финансовыми ресурсами не утруждает себя заботой поиска
кредита в банке, относит приобретаемое оборудование на себестоимость
продукции, причем по ускоренной в три раза амортизации и по расчетам
специалистов, подтвержденным практикой, экономит 15 - 20 % от стоимости
оборудования. Банк, или кредитное учреждение, получает гарантии возврата
кредита и процентов по нему в виде реально существующего и исправно
работающего оборудования. Лизинговая компания, как координатор интересов
всех сторон сделки за свои хлопоты получает вознаграждение от
лизингополучателя.
В настоящее время лизинг в основном ориентирован на работу с солидными в
финансовом и экономическом отношении или обладающими высоким социальным
статусом лизингополучателями. Например, компания "МЕДЛИЗИНГ" работает на
уровне краевых и городских больниц. Эти медицинские учреждения платят 20
% предоплаты от стоимости оборудования и получают его в свое пользование
с условием полной оплаты поставки в течение 2 - 10 лет. Обычно это
оборудование первой необходимости, без которого невозможна современная
диагностика при лечении детей, больных старшего возраста. Все
оказываются в выигрыше от лизинга, и прежде всего - больные. Сплошь и
рядом из-за отсутствия диагностического оборудования больных вынуждены
направлять на обследование в больницы и поликлиники, зачастую
находящиеся за сотни километров от их местожительства, где и своих
больных сверх меры. Многие вынуждены оплачивать такие поездки за свой
счет, выкраивая из далеко не богатого семейного бюджета последние рубли.
Для региональных администраций это важнейший вопрос социальной политики.
Ведь в данном случае поставляется высококачественное и
высокопроизводительное оборудования, гарантирующее самый широкий охват
пациентов, и, следовательно, доступность медицинских услуг для всех
слоев населения. Многие руководители регионов нас понимают и
поддерживают. Они выступают гарантами во взаимоотношениях
лизингополучателя с лизинговой компанией. Хотя, существующая сегодня
практика формирования бюджетов всех уровней предусматривает
финансирование только жизненно необходимых затрат.
В условия лизинга, как минимум, входит доставка оборудования заказчику,
монтаж, пуско - наладочные работы, гарантийное обслуживание в течение
года, обучение специалистов и врачей работе на аппаратуре, как в
крупнейших клиниках Москвы, России, так и за рубежом. При этом оплата
обучения учитывается в стоимости оборудования.
Основу законности сделок по лизингу оборудования до недавнего времени
составляли глава в Гражданском кодексе (где лизинг именуется
исключительно как финансовая аренда), да ряд постановлений правительства
России и инструктивных писем финансовых и экономических ведомств.
Нормативная база при отсутствии сильных традиций лизинга в России "по
определению" грешит неопределенностями и противоречиями, усложняет схемы
сделок и допускает вольность толкования тех или иных действий участников
сделки фискальными органами. Это делает российский лизинг бизнесом с
высокими рисками и отпугивает реальных инвесторов как российских, так и
зарубежных.
В июне-июле, с незначительным разрывом по времени, прошли второе и
третье чтения федерального закона "О лизинге". Более чем затянувшийся
срок подготовки второго чтения был вызван не столько большим количеством
поправок (их поступило около 300), сколько значительной остротой и
противоречивостью содержавшихся в них предложений. Одни настаивали на
том, что Гражданский кодекс самодостаточен для регулирования лизинговых
отношений и самостоятельный закон не нужен, другие пытались описать в
законе всю гамму правоотношений лизингового бизнеса, третьи делали
основной упор на вопросы амортизации оборудования и недвижимости,
настаивали на законодательном закреплении или развитии существующей но
часто не работающей, системы льгот для лизинговых компаний, четвертые
пугали этими льготами, подрезающими, по их мнению, принципы конкуренции
и т. д.
Разработчиками закона была сделана попытка согласовать большинство,
подчас противоречивых, мнений, что позволило подойти ко второму чтению с
проектом, который, по мнению многих депутатов и специалистов, стал более
содержательным, более юридически выразительным и нормативно строгим.
В принципе, ратификация в начале 1998 года нашим парламентом конвенции
УНИДРУА позволяет работать лизинговым компаниям на внешнем рынке в
соответствии с международными требованиями. Но несоответствие нормам
конвенции норм лизинговой деятельности внутри страны не дает возможности
в полной мере воспользоваться преимуществами, заложенными в этой
конвенции, повышает риски иностранных инвесторов, что неизбежно влечет
за собой удорожание инвестиционных проектов для российского участника. И
здесь речь идет, прежде всего, о защите прав инвестора, то есть того,
кто "за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в
ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и
предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю... во
временное владение и пользование с переходом или без перехода..." к
последнему права собственности на этот предмет. Собственно говоря, вся
вторая глава закона, а это треть всего его объема, посвящена именно этой
проблеме и является его основой (экономика лизинга в той или иной мере
уже была прописана в различных нормативных актах правительства и в
основном эти нормы опробованы на практике).
Она настолько подробно описывает весь процесс заключения и реализации
сделки, что уже сейчас, до принятия закона, может служить ориентиром для
многих участников рынка. Еще важно то, что многие нормы этой главы можно
трактовать как нормы прямого действия.
В силу специфики предмета закона ("по экономическому содержанию лизинг
относится к прямым инвестициям") он неизбежно вторгается в сферу
кредитно - денежных и финансовых отношений. Здесь, очевидно, потребуется
внесение изменений в гражданский, налоговый и таможенный кодексы.
Учитывая, что это достаточно сложная процедура, разработчики закона
постарались как можно подробнее, и в соответствии с действующим
законодательством, прописать весь перечень инвестиционных затрат,
связанных с приобретением и использованием предмета лизинга, порядок
взаиморасчетов, механизм ускоренной амортизации и пр. Теперь, по нашему
мнению, внесение поправок в указанные законодательные акты во многом
будет "делом техники".
В России пока только говорят об ожидаемом лизинговом буме, но все
предпосылки к этому, на наш взгляд, имеются. По крайней мере, динамика
объемных и качественных показателей рынка лизинговых услуг позволяет на
это надеяться. И здесь мы, конечно, рассчитываем на государственную
поддержку, формы которой наработаны мировым опытом и отечественной
практикой.
К сожалению, в силу чисто технических причин, в законе напрямую не нашли
отражение вопросы лизинга в сфере малого и среднего бизнеса.
Единственное, что нам удалось, это включить физических лиц в состав
возможных участников лизинговых сделок. Хотелось бы, чтобы более четко и
подробно были определены нормы, касающиеся лизинга недвижимости,
страхования сделок.
2024 © allbe.ru
|