сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Государственное регулирование лизинговых отношений

Лицензирование лизинговой деятельности

Необходимость лицензирования лизинговой деятельности вытекает из постановления Правительства РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 24.12.94 N 1418. Во исполнение вышеназванного постановления Правительство РФ 26 февраля 1996 года приняло постановление N 167 "Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в РФ" (далее "Положение о лицензировании") и "Временным положением о лизинге", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" с изменениями и дополнениями.

На Международной конференции по развитию лизинга в России (14 - 15 мая 1996 года) Мария Козлоски, представляющая Международную финансовую корпорацию, отметила, что по мнению МФК, "лицензирование лизинговых компаний должно осуществляться обязательно, причем на правительственном уровне".

В соответствии со ст. 1 "Положения о лицензировании" лицензия является официальным документом, разрешающим лизинговой компании (под лизинговой компанией понимаются любые организации, осуществляющие лизинговую деятельность в качестве лизингодателя) осуществление лизинговой деятельности в течение установленного срока с соблюдением лицензионных условий и действующего законодательства.

Предусмотрено, что лицензированием лизинговой деятельности будет заниматься Министерство экономики РФ.

2 сентября 1996 года состоялось первое заседание Комиссии Министерства экономики РФ, занимающейся вопросами выдачи лицензий на проведение лизинговой деятельности. Среди прочих, особые споры вызвал п. 4 ст. 1 вышеназванного "Положения о лицензировании": "Действие настоящего Положения распространяется на лизинговую деятельность, осуществляемую на территории РФ лизинговыми компаниями - нерезидентами РФ". Ряд зарубежных компаний обратились в Министерство экономики РФ с просьбой пересмотреть это условие. Объяснялась такая позиция тем, что для них затруднительно предоставление большого объема документации наравне с резидентами.

В соответствии со ст. 3 "Положения о лицензировании" в лицензионный орган требуется представить:

- заявление установленного образца с указанием полного наименования и организационно - правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии;

- копии учредительных документов лизинговой компании;

- копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;

- справку органа Государственной налоговой службы РФ о постановке лизинговой компании на учет;

- документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании;

- баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период;

- копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки органом Государственной налоговой службы РФ;

- документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.

Вновь создаваемые лизинговые компании освобождаются от представления документов, указанных в двух последних пунктах.

В п. 17 ст. 3 "Положения о лицензировании" сформулировано принципиально важное положение относительно того, что одним из обязательных условий действия лицензии выступает "приоритетность лизинговой деятельности по отношению к другим видам хозяйственной деятельности, осуществляемым лизинговой компанией (не менее 40 % дохода от реализации лизинговых услуг в общем объеме доходов лизинговой компании по итогам хозяйственной деятельности за год").

Для российских лизингодателей соблюдение этой нормы затруднительно по нескольким причинам:

1. Ряд операторов российского лизингового рынка, даже из числа наиболее именитых, находятся в настоящее время в сложном экономическом положении, а поэтому они занимаются не только лизингом, но и другими видами деятельности.

2. Если в качестве лизингодателя выступает российский банк, данный норматив для него неприемлем, так как это означает, что российские банки могут существенно замедлить свои темпы в освоении нового банковского продукта, каковым является финансовый лизинг.

Что касается и резидентов, и нерезидентов, то применение 40 - процентного норматива затруднит деятельность многих западных и отечественных инвесторов, поскольку права на лизинг лишаются непосредственные производители оборудования и торгующие фирмы, так как для них основной является другая специализация, и доходность от лизинговых операций не может быть значительной.
 




2006-2019 © allbe.ru