Государственное регулирование лизинговых отношений
Лицензирование лизинговой деятельности
Необходимость лицензирования лизинговой деятельности вытекает из
постановления Правительства РФ "О лицензировании отдельных видов
деятельности" от 24.12.94 N 1418. Во исполнение вышеназванного
постановления Правительство РФ 26 февраля 1996 года приняло
постановление N 167 "Об утверждении положения о лицензировании
лизинговой деятельности в РФ" (далее "Положение о лицензировании") и
"Временным положением о лизинге", утвержденным постановлением
Правительства РФ от 29 июня 1995 года N 633 "О развитии лизинга в
инвестиционной деятельности" с изменениями и дополнениями.
На Международной конференции по развитию лизинга в России (14 - 15 мая
1996 года) Мария Козлоски, представляющая Международную финансовую
корпорацию, отметила, что по мнению МФК, "лицензирование лизинговых
компаний должно осуществляться обязательно, причем на правительственном
уровне".
В соответствии со ст. 1 "Положения о лицензировании" лицензия является
официальным документом, разрешающим лизинговой компании (под лизинговой
компанией понимаются любые организации, осуществляющие лизинговую
деятельность в качестве лизингодателя) осуществление лизинговой
деятельности в течение установленного срока с соблюдением лицензионных
условий и действующего законодательства.
Предусмотрено, что лицензированием лизинговой деятельности будет
заниматься Министерство экономики РФ.
2 сентября 1996 года состоялось первое заседание Комиссии Министерства
экономики РФ, занимающейся вопросами выдачи лицензий на проведение
лизинговой деятельности. Среди прочих, особые споры вызвал п. 4 ст. 1
вышеназванного "Положения о лицензировании": "Действие настоящего
Положения распространяется на лизинговую деятельность, осуществляемую на
территории РФ лизинговыми компаниями - нерезидентами РФ". Ряд зарубежных
компаний обратились в Министерство экономики РФ с просьбой пересмотреть
это условие. Объяснялась такая позиция тем, что для них затруднительно
предоставление большого объема документации наравне с резидентами.
В соответствии со ст. 3 "Положения о лицензировании" в лицензионный
орган требуется представить:
- заявление установленного образца с указанием полного наименования и
организационно - правовой формы лизинговой компании, ее юридического
адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и
срока действия лицензии;
- копии учредительных документов лизинговой компании;
- копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;
- справку органа Государственной налоговой службы РФ о постановке
лизинговой компании на учет;
- документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой
компании;
- баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и
отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период;
- копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее
проверки органом Государственной налоговой службы РФ;
- документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.
Вновь создаваемые лизинговые компании освобождаются от представления
документов, указанных в двух последних пунктах.
В п. 17 ст. 3 "Положения о лицензировании" сформулировано принципиально
важное положение относительно того, что одним из обязательных условий
действия лицензии выступает "приоритетность лизинговой деятельности по
отношению к другим видам хозяйственной деятельности, осуществляемым
лизинговой компанией (не менее 40 % дохода от реализации лизинговых
услуг в общем объеме доходов лизинговой компании по итогам хозяйственной
деятельности за год").
Для российских лизингодателей соблюдение этой нормы затруднительно по
нескольким причинам:
1. Ряд операторов российского лизингового рынка, даже из числа наиболее
именитых, находятся в настоящее время в сложном экономическом положении,
а поэтому они занимаются не только лизингом, но и другими видами
деятельности.
2. Если в качестве лизингодателя выступает российский банк, данный
норматив для него неприемлем, так как это означает, что российские банки
могут существенно замедлить свои темпы в освоении нового банковского
продукта, каковым является финансовый лизинг.
Что касается и резидентов, и нерезидентов, то применение 40 -
процентного норматива затруднит деятельность многих западных и
отечественных инвесторов, поскольку права на лизинг лишаются
непосредственные производители оборудования и торгующие фирмы, так как
для них основной является другая специализация, и доходность от
лизинговых операций не может быть значительной.
2024 © allbe.ru
|