сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Франчайзинг на «упрощенке»: есть ловушки!

Начинающим бизнесменам найти свою нишу на рынке не так просто, а потому многие из них предпочитают купить франшизу. Однако для компании, применяющей УСН, за преимуществами фирмы-полуфабриката кроются немалые учетные ловушки.

По сути, договор франчайзинга приравнивается к коммерческой концессии. Согласно данному контракту одна сторона (правообладатель, он же франчайзер) предоставляет другой стороне (пользователю, он же франчайзи) право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (п. 1 ст. 1027 ГК). Участниками подобного соглашения могут быть исключительно коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 1027 ГК). Если вы входите в одну из объявленных категорий, то приобретение франшизы — вполне доступная сделка.

При заключении рассматриваемого договора фирма, вне зависимости от применяемого режима, должна убедиться, что в нем четко прописаны обязательные условия. А именно: предоставление права на использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения франчайзера, допуск к секретной коммерческой информации, а также право на использование товарного знака, знака обслуживания.

Согласно пункту 1 статьи 1027 Гражданского кодекса перечисленные права предоставляются франчайзи либо на определенный срок, либо без указания такового.

Естественно, договор франчайзинга заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации (ст. 1028 ГК), которая осуществляется в налоговом органе по месту регистрации франчайзера. На практике последний зачастую является иностранной компанией. В такой ситуации «отметиться» необходимо по месту регистрации франчайзи. Порядок данной процедуры утвержден приказом МНС от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-09/730.

Вышеуказанным приказом также установлен перечень документов, необходимых для регистрации. В этот список вошли:

— заявление о регистрации договора франчайзинга, подписанное заявителем;

— документ, подтверждающий полномочия заявителя на совершение действий, связанных с регистрацией договора;

— копия документа, подтверждающего статус каждой из сторон договора в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

— три экземпляра договора (прошитых, с пронумерованными листами, без подчисток, приписок, зачеркнутых слов или иных неоговоренных исправлений);

— два экземпляра описи представленных документов.

Основная масса франчайзеров имеет свой товарный знак, и если фирма имеет дело именно с таким правообладателем, то стоит позаботиться и о регистрации в Роспатенте (подп. 7 п. 6 Положения о Российском агентстве по патентам и товарным знакам, утвержденного постановлением правительства от 19 августа 1997 г. № 1203).

Каждому покупателю франшизы полагается знать, что его партнер должен не только снабдить названием фирмы. После подписания договора у франчайзера возникает множество других обязанностей, а именно:

— передать компании-франчайзи всю техническую и коммерческую документацию;

— предоставить сведения, необходимые для осуществления переданных прав;

— оказывать постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

— контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) франчайзи на основании данного договора.

Также компания должна уяснить для себя, что она в дальнейшем будет обязана неукоснительно соблюдать инструкции правообладателя по использованию предоставленного комплекса исключительных прав.

Итак, компания взвесила все «за» и «против» и приняла окончательное решение о покупке франшизы. Каждый бухгалтер фирмы на «упрощенке» знает, что учитывать расходы в целях исчисления единого налога вправе только те организации и предприниматели, которые избрали в качестве объекта налогообложения «доходы минус расходы». Это означает, что те коммерсанты, которые к указанной категории не относятся, при покупке франшизы все затраты будут оплачивать из собственного кармана.

Однако, даже имея право уменьшать налоговую базу на расходы, новоявленный франчайзи может учесть с этой целью отнюдь не все затраты.

Стоит отметить, что фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другие «прелести» франшизы являются средствами индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг. Исключительные права на все это относятся к интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК), которая в свою очередь считается нематериальным активом (п. 4 ПБУ 14/2000, утвержден приказом Минфина от 16 октября 2000 № 91н). Немаловажен тот факт, что по договору франчайзинга предоставляется именно право использовать принадлежащие франчайзеру объекты исключительных прав — передачи (уступки) не происходит. В связи с этим, НМА, полученные в пользование, компания должна учитывать на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре (п. 26 ПБУ 14/2000). В рабочем плане счетов организации можно предусмотреть забалансовый счет «Исключительные права, полученные в пользование по договору коммерческой концессии».

Идем дальше. Затраты «упрощенцу» можно учесть только в том случае, если они соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК). Точнее говоря, они должны быть обоснованны (экономически оправданны), направлены на получение дохода, подтверждены документами, оформлены в соответствии с законодательством. Есть и еще одно условие: налоговую базу по единому налогу уменьшают только те расходы, которые фактически оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК). Ну и конечно, произведенные траты должны содержаться в перечне, приведенном в пункте 1 статьи 346.16 Кодекса.

Если в договоре предусмотрено, что расходы на госрегистрацию оплачивает компания-франчайзи, то стоит уделить внимание и их учету. Начнем с того, что госпошлина за государственную регистрацию рассматриваемого контракта предусмотрена подпунктом 5 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса. Что касается пошлин при обращении в Роспатент, то они взимаются в порядке, установленном статьей 33 Патентного закона от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 и статьей 44 Закона от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Размер платежей определен в постановлении правительства от 12 августа 1993 г. № 793.

Но, к сожалению, в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса ни о плате за государственную регистрацию договора, ни о патентных пошлинах не упомянуто. Соответственно, фирма, применяющая УСН, не сможет включить данные затраты с состав расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу.

Далее рассмотрим самый главный расход. Речь идет о паушальном платеже — первоначальном единовременном перечислении франчайзеру за выкуп права пользования его торговой маркой. Само собой разумеется, его размер в первую очередь зависит от «раскрученности» бренда и от доходности покупаемого вида деятельности. В среднем за право пользования торговой маркой франчайзеры запрашивают от 5 до 100 тысяч долларов. Суммы отнюдь не маленькие, но с ними дело обстоит так же, как и в случае с регистрацией. И начинающий «упрощенный» франчайзи будет вынужден заплатить правообладателю из своего кармана, не учитывая данные траты в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу.

Таким образом, решив связать себя узами франчайзинга, компании стоит приготовиться к немалым инвестициям.
 




2024 © allbe.ru