Франчайзинг на «упрощенке»: есть ловушки!
Начинающим бизнесменам найти свою нишу на рынке не так просто, а потому
многие из них предпочитают купить франшизу. Однако для компании,
применяющей УСН, за преимуществами фирмы-полуфабриката кроются немалые
учетные ловушки.
По сути, договор франчайзинга приравнивается к коммерческой концессии.
Согласно данному контракту одна сторона (правообладатель, он же
франчайзер) предоставляет другой стороне (пользователю, он же франчайзи)
право использовать в предпринимательской деятельности комплекс
исключительных прав, принадлежащих правообладателю (п. 1 ст. 1027 ГК).
Участниками подобного соглашения могут быть исключительно коммерческие
организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных
предпринимателей (п. 3 ст. 1027 ГК). Если вы входите в одну из
объявленных категорий, то приобретение франшизы — вполне доступная
сделка.
При заключении рассматриваемого договора фирма, вне зависимости от
применяемого режима, должна убедиться, что в нем четко прописаны
обязательные условия. А именно: предоставление права на использование
фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения франчайзера,
допуск к секретной коммерческой информации, а также право на
использование товарного знака, знака обслуживания.
Согласно пункту 1 статьи 1027 Гражданского кодекса перечисленные права
предоставляются франчайзи либо на определенный срок, либо без указания
такового.
Естественно, договор франчайзинга заключается в письменной форме и
подлежит государственной регистрации (ст. 1028 ГК), которая
осуществляется в налоговом органе по месту регистрации франчайзера. На
практике последний зачастую является иностранной компанией. В такой
ситуации «отметиться» необходимо по месту регистрации франчайзи. Порядок
данной процедуры утвержден приказом МНС от 20 декабря 2002 г. №
БГ-3-09/730.
Вышеуказанным приказом также установлен перечень документов, необходимых
для регистрации. В этот список вошли:
— заявление о регистрации договора франчайзинга, подписанное заявителем;
— документ, подтверждающий полномочия заявителя на совершение действий,
связанных с регистрацией договора;
— копия документа, подтверждающего статус каждой из сторон договора в
качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
— три экземпляра договора (прошитых, с пронумерованными листами, без
подчисток, приписок, зачеркнутых слов или иных неоговоренных
исправлений);
— два экземпляра описи представленных документов.
Основная масса франчайзеров имеет свой товарный знак, и если фирма имеет
дело именно с таким правообладателем, то стоит позаботиться и о
регистрации в Роспатенте (подп. 7 п. 6 Положения о Российском агентстве
по патентам и товарным знакам, утвержденного постановлением
правительства от 19 августа 1997 г. № 1203).
Каждому покупателю франшизы полагается знать, что его партнер должен не
только снабдить названием фирмы. После подписания договора у франчайзера
возникает множество других обязанностей, а именно:
— передать компании-франчайзи всю техническую и коммерческую
документацию;
— предоставить сведения, необходимые для осуществления переданных прав;
— оказывать постоянное техническое и консультативное содействие, включая
содействие в обучении и повышении квалификации работников;
— контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых
(выполняемых, оказываемых) франчайзи на основании данного договора.
Также компания должна уяснить для себя, что она в дальнейшем будет
обязана неукоснительно соблюдать инструкции правообладателя по
использованию предоставленного комплекса исключительных прав.
Итак, компания взвесила все «за» и «против» и приняла окончательное
решение о покупке франшизы. Каждый бухгалтер фирмы на «упрощенке» знает,
что учитывать расходы в целях исчисления единого налога вправе только те
организации и предприниматели, которые избрали в качестве объекта
налогообложения «доходы минус расходы». Это означает, что те
коммерсанты, которые к указанной категории не относятся, при покупке
франшизы все затраты будут оплачивать из собственного кармана.
Однако, даже имея право уменьшать налоговую базу на расходы,
новоявленный франчайзи может учесть с этой целью отнюдь не все затраты.
Стоит отметить, что фирменное наименование, товарный знак, знак
обслуживания и другие «прелести» франшизы являются средствами
индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или
услуг. Исключительные права на все это относятся к интеллектуальной
собственности (ст. 138 ГК), которая в свою очередь считается
нематериальным активом (п. 4 ПБУ 14/2000, утвержден приказом Минфина от
16 октября 2000 № 91н). Немаловажен тот факт, что по договору
франчайзинга предоставляется именно право использовать принадлежащие
франчайзеру объекты исключительных прав — передачи (уступки) не
происходит. В связи с этим, НМА, полученные в пользование, компания
должна учитывать на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре (п.
26 ПБУ 14/2000). В рабочем плане счетов организации можно предусмотреть
забалансовый счет «Исключительные права, полученные в пользование по
договору коммерческой концессии».
Идем дальше. Затраты «упрощенцу» можно учесть только в том случае, если
они соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового
кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК). Точнее говоря, они должны быть обоснованны
(экономически оправданны), направлены на получение дохода, подтверждены
документами, оформлены в соответствии с законодательством. Есть и еще
одно условие: налоговую базу по единому налогу уменьшают только те
расходы, которые фактически оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК). Ну и конечно,
произведенные траты должны содержаться в перечне, приведенном в пункте 1
статьи 346.16 Кодекса.
Если в договоре предусмотрено, что расходы на госрегистрацию оплачивает
компания-франчайзи, то стоит уделить внимание и их учету. Начнем с того,
что госпошлина за государственную регистрацию рассматриваемого контракта
предусмотрена подпунктом 5 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса.
Что касается пошлин при обращении в Роспатент, то они взимаются в
порядке, установленном статьей 33 Патентного закона от 23 сентября 1992
г. № 3517-1 и статьей 44 Закона от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О
товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения
товаров». Размер платежей определен в постановлении правительства от 12
августа 1993 г. № 793.
Но, к сожалению, в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса ни о плате
за государственную регистрацию договора, ни о патентных пошлинах не
упомянуто. Соответственно, фирма, применяющая УСН, не сможет включить
данные затраты с состав расходов, уменьшающих налоговую базу по единому
налогу.
Далее рассмотрим самый главный расход. Речь идет о паушальном платеже —
первоначальном единовременном перечислении франчайзеру за выкуп права
пользования его торговой маркой. Само собой разумеется, его размер в
первую очередь зависит от «раскрученности» бренда и от доходности
покупаемого вида деятельности. В среднем за право пользования торговой
маркой франчайзеры запрашивают от 5 до 100 тысяч долларов. Суммы отнюдь
не маленькие, но с ними дело обстоит так же, как и в случае с
регистрацией. И начинающий «упрощенный» франчайзи будет вынужден
заплатить правообладателю из своего кармана, не учитывая данные траты в
составе расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу.
Таким образом, решив связать себя узами франчайзинга, компании стоит
приготовиться к немалым инвестициям.
2024 © allbe.ru
|