Пластиковая тара
Пластиковая тара
Рынок пластиковой тары и упаковки начал интенсивно развиваться в
Советском Союзе в конце 70-х гг. прошлого века. К этому времени
советский потребитель был уже знаком с данным видом тары по
импортно-экспортным поставкам сыпучих пищевых и химических продуктов.
Цена на полипропиленовую тару на тот период формировалась по двум
источникам:
внешнеторговым контрактам и, исходя из планового ценообразования, на
советских предприятиях, где 300-500% накладных расходов было нормой.
Таким образом, к началу рыночных отношений потенциальный спрос и идея
цены в долларовом эквиваленте были сформированы. И как нельзя более
удачно - практически по мировым ценам. Норма прибыли от производства
данной тары достигала тогда 200-300%, что, естественно, не осталось без
внимания предпринимателей.
Первые пошивочные цеха и кооперативы, использующие импортные ткани,
быстро наращивали обороты. Затем переход на отечественную ткань,
использование накопленных финансовых ресурсов, увеличившихся в связи с
повышением курса доллара в 1998 г. привело к возможности делать
инвестиции в экструзионно-ткацкое оборудование и расширять свое
производство. Девальвация рубля в 1998-1999 гг. способствовала
ограничению импорта и снижению конкуренции на внутреннем рынке со
стороны зарубежных фирм-поставщиков продукции из полипропилена,
подстегнув внутреннее производство. Однако сохранить прибыльность
бизнеса в долларовом эквиваленте не удалось. Попытка скорректировать
цены в соответствии с ростом курса доллара не привела к желаемому
результату ввиду несогласованности действий производителей тары и
обостряющейся конкуренции. Рублевые цены на мягкие контейнеры поднялись
к концу 1999 г. примерно на 60%, а затем медленно пошли на спад. В
долларовом эквиваленте цены упали в среднем в 3 раза. В то же время цены
на полимерное сырье к 2000 г. в долларовом эквиваленте практически
вернулись на докризисный уровень. В результате к настоящему времени
рентабельность производства полипропиленовой тканой упаковки упала в
несколько раз по сравнению с началом 1998 г и продолжает снижаться ввиду
обостряющейся конкуренции (см. рисунок 1).
Предложений мягких контейнеров (любых видов и типоразмеров) было
достаточно как со стороны отечественных производителей, так и
зарубежных. Проводимые маркетинговые исследования показали, что в
настоящее время предложения мягких контейнеров опережают спрос на них.
Отечественная промышленность сегодня потребляет от 8 до 10 млн. шт.
мягких контейнеров в год (с учетом импортных поставок), в то время как
уже имеющиеся производственные мощности отечественных заводов полного
цикла позволяют изготовить примерно 25-30 млн. контейнеров в год. Как
видите, мощности превышают существующие потребности в мягких контейнерах
в три-четыре раза.
Перспективы
Рынок ожидает постепенное "угасание" и уход пошивочных цехов и слабых
производителей (ориентированных на быстрое получение прибылей),
укрупнение и захват рынка более сильными. Эти процессы, естественно,
будут сопровождаться обострением конкуренции и снижением общей
рентабельности бизнеса до минимума. Подобную картину можно наблюдать
сегодня на рынках соседних стран: кризис перепроизводства в Турции,
Китае привел к закрытию многих заводов, производящих полипропиленовые
мешки и контейнеры.
Нашему читателю - потенциальному инвестору - остается посоветовать при
составлении бизнес-плана и расчете окупаемости инвестиций больше
внимания уделять изучению рынка и его динамике и с осторожностью
прислушиваться к радужным перспективам, рисуемым представителями
фирм-производителей оборудования.
- Конкуренция жесткая. Чтобы удержать лидирующие позиции, какие меры Вы
предпринимаете?
- Мы стараемся идти впереди своих конкурентов и предугадать нужды
потенциальных заказчиков, предлагая им новые виды упаковки, новое
качество и новый дизайн. Наши мягкие контейнеры оптимизируются для
каждого вида груза (в зависимости от его насыпной плотности и
эксплуатационных свойств), а также с учетом индивидуальных особенностей
потребителя (в части наличия и состояния наполнительного и дозирующего
оборудования, внутризаводских перевалок, условий транспортировки и
промежуточного хранения упакованных грузов).
Материалы, применяемые в производстве упаковки, соответствуют принятым
мировым экологическим стандартам, обладают высокими физико-механическими
свойствами - гарантированной устойчивостью к УФ-излучению, перепадам
температур.
Современное лабораторное испытательное оборудование позволяет
обеспечивать непрерывный контроль и тестирование всей номенклатуры сырья
и материалов, пленочных нитей и готовой продукции. Каждый контейнер
имеет регистрационный номер, в котором закодированы этапы операций при
его изготовлении. Такая система персональной ответственности каждого
работника производства, начиная от операторов экструдеров и заканчивая
упаковщиками, практически исключает брак.
Особое внимание уделяется маркировке упаковки: в соответствии с
согласованными с заказчиками логотипами мы наносим трехцветную
маркировку контейнеров.
В ближайшей перспективе предусматривается сертификация производства на
основе требований стандартов ISO 9000.
Если наш заказчик надумает экспортировать свою продукцию, то тара,
приобретенная у нас, не доставит ему проблем. Она соответствует
международным требованиям. В рамках холдинга "Химпэк" организована
компания "Упаковочные системы", которая занимается производством
лицензированных мягких контейнеров под торговой маркой Portabulk.
Экспортируя свою продукцию в нашей упаковке, потребитель может быть
уверен, что груз не будет задержан или арестован за рубежом как
перевозимый в таре, изготовленной с нарушением патентных прав.
Другой путь укрепления своих позиций на рынке мы видим в создании
Ассоциации добросовестных производителей мягких контейнеров. Такая идея
есть, и, думаю, в скором времени она будет реализована. Объединение
усилий серьезных производителей мягких контейнеров, а их сегодня в
России насчитывается более двух десятков, позволит скоординировать
совместные действия в области качества путем разработки и создания
нового ГОСТа на упаковку, проведения обязательного лицензирования
производства и т. п. В Европе такая ассоциация существует с 1983 г. -
это EFIBCA (Европейская ассоциация производителей гибкой упаковки). В
нее входят 22 компании - более половины европейских производителей.
Создание российской ассоциации позволит производителям тесно
сотрудничать с Европейской ассоциацией EFIBCA, проводить сертификацию
упаковки в соответствии с международными стандартами и таким образом
укреплять свои позиции не только на отечественном, но и на мировом рынке
упаковки.
Пользуясь случаем, призываем всех заинтересованных лиц к обсуждению
вопросов качества и перспектив развития рынка упаковки.
Объединение усилий серьезных производителей мягких контейнеров позволит
скоординировать совместные действия в области качества путем разработки
и создания нового ГОСТа на упаковку и проведения обязательного
лицензирования производства.
2024 © allbe.ru
|