Гофротара
Гофротара
В России картон остаётся наиболее распространённым упаковочным
материалом, что ожидается и в перспективе на ближайшие годы. Однако, как
и в любой другой отрасли, определённые проблемы всё же возникают:
например, жёсткая конкуренция российских предприятий с иностранными
производителями и внедрение новых технологий
Одним из видов картона, рост потребности в котором не компенсируется
отечественной промышленностью, является микрогофрокартон, по многим
физико-механическим параметрам превосходящий обычный гофрокартон,
используемый в упаковке. Имея толщины, аналогичные толщинам обычного
картона, микрогофрокартон из-за своей многослойности является намного
более прочным и более легким. Не взирая на волнистую внутреннюю
структуру, и даже наоборот, благодаря именно ее амортизационным
свойствам, микрогофрокартон широко используется для изготовления
упаковки маленьких размеров. Благодаря свойствам поверхностных слоев,
такой картон намного проще запечатывать, кашировать, лакировать, чем
обычный гофрокартон. К сожалению, российские предприятия сегодня не в
состоянии целиком удовлетворить существующую потребность в таком картоне
- как с многоцветной печатью, так и без нее. Кроме того, возрастающие
требования к качеству печати определяют рост спроса на кашированный
микрогофрокартон. Все это приводит к тому, что в данный момент спрос на
некоторые виды микрогофрокартона (в основном, на микрогофрокартон с
профилями F, G и N, используемый при производстве парфюмерной и
косметической упаковки) удовлетворяется за счет импорта. Точных
статистических данных по объемам этого спроса нет, т. к. подробных
исследований по этому вопросы у нас в стране не ведется.
Отметим, что на рынке также ощущается дефицит семислойного гофрокартона,
применяемого для изготовления транспортной упаковки, упаковки мебели,
громоздких бытовых электроприборов, промышленного оборудования. Сейчас в
России такой картон вообще не производится.
Лучше всего обстоят дела с производством тарного картона, служащего
сырьем для изготовления гофрокартона. На гофрированный картон приходится
около 70 % общего объема производства упаковочного картона в России. В
этом секторе упаковочной отрасли у нас самые надежные позиции: более 95
% потребляемого рынком картона производится в России. Даже при таком
высоком показателе мощности отечественной индустрии гофрированного
картона используются примерно на 70 %, так что можно ожидать продолжение
роста производства в следующем году, тем более что спрос на гофрокартон
увеличивается на 10-15 % в год. В отношении этого вида картонов
монополизму отечественных компаний пока ничего не угрожает.
Главной проблемой производителей гофрокартона является изношенность и
моральная "древность" оборудования, на котором производится картон.
Переоборудование уже давно стало задачей номер один для всех российских
производителей картонной и бумажной упаковки, ведь износ основных фондов
большинства из них составляет 90 % и более. Более половины
установленного оборудования работает уже по 10-30 лет, около четверти -
более 30 лет.
В последнее время увеличился объем ремонта наиболее обветшавшего
оборудования, но это не панацея. Нужны крупные финансовые затраты на
закупку новых, современных линий, и тут не обойтись без помощи банков,
а, возможно, и государства. (Более подробно о мерах по развитию
отечественного производства картона мы расскажем во второй части
обзора.)
Еще одной проблемой российских производителей гофрокартона является
усиливающаяся конкуренция - как с отечественными, так и с иностранными
производителями (в первую очередь, с белорусскими и украинскими).
Сегодня почти все производители предлагают гофрокартон высокого
качества, и конкуренция сместилась в область цены и существенных условий
контракта. Поэтому "тяжеловесам" с каждым днем все труднее конкурировать
с мелкими фирмами, предлагающими товар по демпинговым ценам и зачастую
использующими для оплаты "серые" схемы. Кроме этого, рост спроса на
гофротару способствует увеличению импорта из стран ближнего и дальнего
зарубежья. Общий объем российского импорта гофрокартона за истекший год
составил порядка 135-140 млн м2, превысив показатель 2000 г. на 43,5 %.
Во многом это увеличение связано с наличием устоявшихся деловых
контактов между потребителями и поставщиками тары и более высоким
качеством импортируемого гофрокартона. Свою лепту вносит и странная
таможенная политика российских властей, установивших пошлину на вывоз
гофрокартона в 10 %, а на первичные продукты переработки древесины - в
два-три раза меньше. Напрашивается вывод о корректировке устаревших
сборов, тормозящих развитие экспорта гофропродукции.
Впрочем, при сохранении роста спроса на гофротару внутри страны, как
серьезную проблему эти процессы в ближайшее время воспринимать не стоит.
Проблемы отрасли давно известны, но это не мешает им оставаться
неизменными.
Закрытость информации о финансовых показателях, управленческой структуре
заводов затрудняет и искажает анализ - как положения отдельного завода,
так и всей отрасли в целом.
Конкуренция с иностранными компаниями, неблагоприятная таможенная
политика нашего государства.
Рост тарифов "естественных" монополистов.
Нехватка финансовых ресурсов, которые можно бы было направить на
долгосрочные инвестирования в производство. Этот фактор приводит к
усилению позиций тех производств картона и бумаги, которые входят в
большие холдинги или финансово-промышленные группы. Соответственно,
постепенно происходит объединение производств в большие ФПГ или их
поглощение крупными компаниями.
Косность и негибкость маркетинговой и сбытовой политики.
Экологические проблемы, связанные с устаревшим производством. Стандарты
государства в этой сфере будут ужесточаться, что неизбежно повлечет
увеличение расходов "на экологию" и закрытие нерентабельных предприятий.
Изношенность оборудования.
Еще одной важной проблемой (хотя ее, скорее, можно отнести к следствиям)
является уменьшение экспорта отечественного картона за рубеж. Как уже
указывалось в статье "Проблемы роста" (PakkoGraff № 5, 2004), в 2003 г.
доля экспортной продукции в общероссийском объеме производства картонов
составила всего 2,75 %. При этом практически весь экспортируемый картон
используется для нужд отечественной рыболовной промышленности. К
сожалению, пока достойно конкурировать с иностранными производителями на
их рынках у нас не получается.
В целом же, приходится сделать вывод о том, что если все (или хотя бы
большая часть) перечисленных выше проблем не будут решены в ближайшее
время, рост производства картона в России может резко замедлиться, даже
несмотря на большой запас свободных производственных мощностей у
отечественных компаний.
2024 © allbe.ru
|