сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Гофротара

Гофротара

В России картон остаётся наиболее распространённым упаковочным материалом, что ожидается и в перспективе на ближайшие годы. Однако, как и в любой другой отрасли, определённые проблемы всё же возникают: например, жёсткая конкуренция российских предприятий с иностранными производителями и внедрение новых технологий

Одним из видов картона, рост потребности в котором не компенсируется отечественной промышленностью, является микрогофрокартон, по многим физико-механическим параметрам превосходящий обычный гофрокартон, используемый в упаковке. Имея толщины, аналогичные толщинам обычного картона, микрогофрокартон из-за своей многослойности является намного более прочным и более легким. Не взирая на волнистую внутреннюю структуру, и даже наоборот, благодаря именно ее амортизационным свойствам, микрогофрокартон широко используется для изготовления упаковки маленьких размеров. Благодаря свойствам поверхностных слоев, такой картон намного проще запечатывать, кашировать, лакировать, чем обычный гофрокартон. К сожалению, российские предприятия сегодня не в состоянии целиком удовлетворить существующую потребность в таком картоне - как с многоцветной печатью, так и без нее. Кроме того, возрастающие требования к качеству печати определяют рост спроса на кашированный микрогофрокартон. Все это приводит к тому, что в данный момент спрос на некоторые виды микрогофрокартона (в основном, на микрогофрокартон с профилями F, G и N, используемый при производстве парфюмерной и косметической упаковки) удовлетворяется за счет импорта. Точных статистических данных по объемам этого спроса нет, т. к. подробных исследований по этому вопросы у нас в стране не ведется.

Отметим, что на рынке также ощущается дефицит семислойного гофрокартона, применяемого для изготовления транспортной упаковки, упаковки мебели, громоздких бытовых электроприборов, промышленного оборудования. Сейчас в России такой картон вообще не производится.

Лучше всего обстоят дела с производством тарного картона, служащего сырьем для изготовления гофрокартона. На гофрированный картон приходится около 70 % общего объема производства упаковочного картона в России. В этом секторе упаковочной отрасли у нас самые надежные позиции: более 95 % потребляемого рынком картона производится в России. Даже при таком высоком показателе мощности отечественной индустрии гофрированного картона используются примерно на 70 %, так что можно ожидать продолжение роста производства в следующем году, тем более что спрос на гофрокартон увеличивается на 10-15 % в год. В отношении этого вида картонов монополизму отечественных компаний пока ничего не угрожает.

Главной проблемой производителей гофрокартона является изношенность и моральная "древность" оборудования, на котором производится картон. Переоборудование уже давно стало задачей номер один для всех российских производителей картонной и бумажной упаковки, ведь износ основных фондов большинства из них составляет 90 % и более. Более половины установленного оборудования работает уже по 10-30 лет, около четверти - более 30 лет.

В последнее время увеличился объем ремонта наиболее обветшавшего оборудования, но это не панацея. Нужны крупные финансовые затраты на закупку новых, современных линий, и тут не обойтись без помощи банков, а, возможно, и государства. (Более подробно о мерах по развитию отечественного производства картона мы расскажем во второй части обзора.)

Еще одной проблемой российских производителей гофрокартона является усиливающаяся конкуренция - как с отечественными, так и с иностранными производителями (в первую очередь, с белорусскими и украинскими). Сегодня почти все производители предлагают гофрокартон высокого качества, и конкуренция сместилась в область цены и существенных условий контракта. Поэтому "тяжеловесам" с каждым днем все труднее конкурировать с мелкими фирмами, предлагающими товар по демпинговым ценам и зачастую использующими для оплаты "серые" схемы. Кроме этого, рост спроса на гофротару способствует увеличению импорта из стран ближнего и дальнего зарубежья. Общий объем российского импорта гофрокартона за истекший год составил порядка 135-140 млн м2, превысив показатель 2000 г. на 43,5 %. Во многом это увеличение связано с наличием устоявшихся деловых контактов между потребителями и поставщиками тары и более высоким качеством импортируемого гофрокартона. Свою лепту вносит и странная таможенная политика российских властей, установивших пошлину на вывоз гофрокартона в 10 %, а на первичные продукты переработки древесины - в два-три раза меньше. Напрашивается вывод о корректировке устаревших сборов, тормозящих развитие экспорта гофропродукции.

Впрочем, при сохранении роста спроса на гофротару внутри страны, как серьезную проблему эти процессы в ближайшее время воспринимать не стоит.

Проблемы отрасли давно известны, но это не мешает им оставаться неизменными.
Закрытость информации о финансовых показателях, управленческой структуре заводов затрудняет и искажает анализ - как положения отдельного завода, так и всей отрасли в целом.
Конкуренция с иностранными компаниями, неблагоприятная таможенная политика нашего государства.
Рост тарифов "естественных" монополистов.
Нехватка финансовых ресурсов, которые можно бы было направить на долгосрочные инвестирования в производство. Этот фактор приводит к усилению позиций тех производств картона и бумаги, которые входят в большие холдинги или финансово-промышленные группы. Соответственно, постепенно происходит объединение производств в большие ФПГ или их поглощение крупными компаниями.
Косность и негибкость маркетинговой и сбытовой политики.
Экологические проблемы, связанные с устаревшим производством. Стандарты государства в этой сфере будут ужесточаться, что неизбежно повлечет увеличение расходов "на экологию" и закрытие нерентабельных предприятий.
Изношенность оборудования.

Еще одной важной проблемой (хотя ее, скорее, можно отнести к следствиям) является уменьшение экспорта отечественного картона за рубеж. Как уже указывалось в статье "Проблемы роста" (PakkoGraff № 5, 2004), в 2003 г. доля экспортной продукции в общероссийском объеме производства картонов составила всего 2,75 %. При этом практически весь экспортируемый картон используется для нужд отечественной рыболовной промышленности. К сожалению, пока достойно конкурировать с иностранными производителями на их рынках у нас не получается.

В целом же, приходится сделать вывод о том, что если все (или хотя бы большая часть) перечисленных выше проблем не будут решены в ближайшее время, рост производства картона в России может резко замедлиться, даже несмотря на большой запас свободных производственных мощностей у отечественных компаний.
 
 


 




2006-2019 © allbe.ru