Организация выставок
Организация выставок
Выставка - это уникальный маркетинговый механизм, объединяющий все
инструменты
продвижения и сбыта продукции. Тем не менее, выставочная культура в
нашей
стране - явление еще достаточно молодое, поэтому в процессе организации
выставок и подготовке к участию в них возникает немало трудностей у
экспонентов
и даже у самих организаторов.
Почему выставок так много?
Новый этап развития выставочного движения в нашей стране стартовал в
начале 90
-х годов и в период 1995-1997 годов достиг своего апогея. Особенно бурно
выставочный бизнес развивался в регионах: по подсчетам, в 1996 году в
различных
городах нашей страны только на тему «безопасность» состоялось порядка 20
выставок. Очень популярными также были продовольственная и туристическая
темы.
Однако повышенная выставочная активность регионов носила весьма
неоднозначный
характер.
С одной стороны, выставки оказывали благотворное влияние на развитие тех
или
иных сегментов рынка: предприятия налаживали системы сбыта, расширяли
дилерские
сети и завязывали новые контакты, а потребители получали уникальную
возможность
познакомиться с широким спектром новой продукции.
Но была и другая сторона медали: в погоне за количеством нередко
страдало
качество выставки. Высокая стоимость выставочной площади соседствовала с
довольно средним уровнем организации, слабым рекламно-информационным
сопровождением, небольшой площадью экспозиции, отсутствием деловых и
презентационных мероприятий. Тем не менее, в то время организаторов и
даже
многих экспонентов это не смущало.
Августовский кризис 1998 года на ненесколько лет отбросил развитие
выставочного
бизнеса. Масштабы всех выставок резко сократились, а их количество
уменьшилось
в несколько раз. Дефолт ярко проявил ситуацию в выставочном деле,
поставив
крест на неактуальных и неэффективных мероприятиях, но дав второе
дыхание
наиболее жизнеспособным выставкам.
В настоящее время ситуация в России стабилизируется. Развитие
выставочной
деятельности вышло на новый исторической виток, и нашу страну снова
лихорадит
выставочный бум. Однако сейчас пик активности приходится на Москву, а
собственно процесс развития выставочных проектов идет по пути
концептуализации
мероприятий.
Тем не менее, проблема одновременного проведения выставок на одну и ту
же тему
стоит очень остро. Повышенный интерес к организации экспозиций
объясняется
обманчивым впечатлением доступности выставочного бизнеса. На каждой
профессионально организованной выставке всегда царит особая атмосфера
легкости,
активности, праздничности. Вот у многих и возникает желание попробовать
себя на
этом поприще. Однако мало кто задумывается, что для того, чтобы пять
выставочных дней прошли на таком подъеме, необходима кропотливая работа
в
течение года как минимум. А многие «вершины» достигаются только за
несколько
лет!
В связи с тем, что у выставочного бизнеса годовой цикл, должно пройти
два-три
года, чтобы можно было понять эффективность и рентабельность
мероприятия.
Соответственно, если результат окажется не очень высоким, выставку нужно
сворачивать. А сделать это через несколько лет после старта проекта
как-то
очень не хочется. Поэтому зачастую можно видеть «метания» организаторов
из
стороны в сторону, перенос сроков проведения, смены концепции выставки и
т.д.
Негативное отношение к участию в выставках провоцирует и встречающаяся в
выставочном бизнесе недобросовестная конкуренция. К сожалению, горе-
предприниматели от выставочного бизнеса своими «опытами» дискредитируют
все
выставочное движение в целом.
Некоторые рекомендации по участию в выставках
Для того чтобы не было мучительно больно за потраченные на выставку
деньги,
силы и время, необходимо, прежде всего, определиться с целью своего
участия.
Бытует мнение, что главная задача выставки -осуществление прямых продаж
непосредственно на выставке и рост объемов сбыта после ее окончания.
Безусловно, это важный момент. Однако в середине 90-х годов, когда
формировалась эта точка зрения, между участниками рынка еще не были
налажены
прочные связи. Сейчас ситуация изменилась. И объем продаж
непосредственно на
выставке уже не играет доминирующей роли. Как и во всем мире, в России
выставка
все чаще воспринимается как инструмент для установления обратной связи с
потребителем, а также используется в качестве площадки для отстройки от
конкурентов, определения своего положения на рынке, исследования новинок
и т.д.
В прямой зависимости от цели участия находится размер выставочного
стенда и
программа презентационных мероприятий.
Прежде чем принимать решение об участии в той или иной выставке,
необходимо
выяснить, сколько раз она проводилась, так как чем больше лет существует
выставка, тем выше уровень ее посещаемости и, в идеале, уровень
организации.
Последнее, безусловно, зависит от профессионализма организаторов и их
умения
расширять информационное поле своего мероприятия. Также необходимо
учитывать,
что уровень выставки напрямую связан со степенью развития рынка.
На результат выставки влияет отношение экспонента и степень его
подготовленности к участию. Для достижения максимальной эффективности от
участия, каждый экспонент должен провести целый ряд подготовительных
мероприятий, провести свою рекламную кампанию в специализированных или
многотиражных СМИ в зависимости от целей, которые он преследует. Почти
всегда
возможно подключиться к рекламной кампании организатора выставки и
разместить
информацию о своей фирме в публикациях выставки, а также рекламу в
каталоге.
Огромную роль в повышении эффективности участия играет также
предварительное
приглашение на стенд специалистов и потенциальных партнеров.
И, безусловно, необходимо приложить максимум сил, чтобы привлечь к себе
посетителей уже непосредственно на выставке. Прежде всего, необходимо
эффектно
оформить свой стенд, а также самым тщательным образом проконсультировать
и
подготовить стендистов. Одним из самых эффективных способов привлечения
внимания потенциальных партнеров и клиентов является проведение
презентационных
мероприятий и семинаров.
Зачем всё-таки нужны выставки?
Разумно проведенная выставка - это целенаправленная и очень эффективная
рекламная кампания, ни у кого не вызывающая агрессивной реакции, потому
что
хорошая выставка - всегда праздник.
Основной задачей выставочного движения является создание положительного
имиджа
экспонируемых организаций наряду с повышением престижности самой
вывыставки,
так как эти понятия взаимосвязаны: чем престижней выставка, тем выше
отдача для
участников; чем привлекательней экспозиции фирм, тем интересней выставка
для
посетителей.
Выставка - это также и эффективный инструмент сбыта. На выставке
возможно не
только представить свой товар во всей его красе, но также и провести
исследование востребованности продукта, его эстетических и
потребительских
показателей.
Один из самых безусловных моментов хорошо организованной выставки -
предоставляемая экспонентам возможность работы не только и не столько с
конечными покупателями, но с торговыми и оптово-заку-почными
организациями.
Хочется отметить еще одну, на мой взгляд, ведущую функцию выставок.
Процесс
организации выставки объединяет организаторов и экспонентов с
государственными
структурами и общественными объединениями, оказывая колоссальное
воздействие на
формирование промышленной политики, и, таким образом, способствует
интенсивному
развитию как отдельно взятого предприятия, так и всей экономики в целом.
Зачем нужны выставки?
Реклама - двигатель торговли. Однако в настоящий момент прямая и
агрессивная
реклама зачастую провоцирует неприязнь потенциальных покупателей. Однако
рекламировать и продвигать товар необходимо. Каким образом?
Многие медиа ищут новые способы представления компаний и их продукции,
используя спонсорство, косвенную рекламу, средства PR и т.д.
Целенаправленной и
очень эффективной рекламной кампанией является выставка. Грамотно
проведенная,
она ни у кого не вызывает агрессивной реакции, потому что хорошая
выставка -это
всегда праздник.
Основной задачей выставочного движения является создание положительного
имиджа
экспонируемых организаций наряду с повышением престижности самой
выставки, так
как эти понятия взаимосвязаны - чем престижней выставка, тем выше отдача
для
участников; чем привлекательней экспозиции фирм, тем интересней выставка
для
посетителей.
Один из самых безусловных моментов хорошо организованной выставки -
предоставляемая экспонентам возможность работы не только и не столько с
конечными покупателями, но с торговыми и оптово-закупочными
организациями.
Хочется отметить еще одну, на мой взгляд, ведущую функцию выставок.
Процесс
организации выставки объединяет организаторов и экспонентов с
государственными
структурами и общественными объединениями, оказывая колоссальное
воздействие на
формирование промышленной политики. Таким образом способствует
интенсивному
развитию как отдельно взятого предприятия, так и всей экономики в целом.
Исследования CEIR показывают, что экспонаты выставок влияют на продажи в
шесть
раз больше, чем многие другие средства. Визуальная отдача от
выставочного
образца может длиться до 14 недель. Кроме того, вложения в выставочный
стенд
возвращаются значительно быстрее и в большем объеме.
К сожалению, выставочная культура в России - явление еще достаточно
молодое. В
нашей стране нет учебных заведений, которые бы давали достаточные знания
в этой
области, нет необходимого уровня литературы для самостоятельного
изучения, а
переведен труды западных авторов, к сожалению, малоприменимы к нашей
действительности.
В связи с этим в процессе организации выставок и подготовке к участию в
них
возникает немало трудностей у экспонентов и даже у самих организаторов.
Практически все знания ведения выставочного бизнеса, а также
эффективного
применения выставки как уникального механизма продвижения, добываются
путем
воплощения собственных идей и кропотливого анализа каждого шага.
Как выбрать выставку?
Выставки являются главными "продви-женческими" мероприятиями, поэтому
отказываться от участия в них ни в коем случае нельзя. Если бюджет
ограничен,
необходимо проигнорировать второстепенные и малоэффективные выставочные
мероприятия, а кучастию в ведущих, безусловно, отнестись более
тщательно.
Прежде чем начать изучение календаря выставок, необходимо определиться с
целью
своего участия. Бытует мнение, что главная задача выставки -
осуществление
прямых продаж непосредственно на выставке и рост объемов сбыта после ее
окончания. Безусловно, это важный момент. Однако, в начале развития
выставочного движения, в 1995-96 годах, когда формировалась эта точка
зрения,
между участниками рынка еще не были налажены прочные связи. Сейчас
ситуация
изменилась. И объем продаж непосредственно на выставке уже не играет
доминирующей роли. Как и во всем мире, в России, все чаще выставка
воспринимается как необходимый компонент инфраструктуры рынка: с одной
стороны
- форма развития коммуникаций, а с другой - обратная связь с
потребителем.
Кроме того, большое значение уделяется уникальной возможности оценить
конкурентов, определить свое положение на рынке, опробовать новинку и
т.д. В
прямой зависимости от цели участия находится размер выставочного стенда
и
программа презентационных мероприятий.
Ситуация в выставочном бизнесе в настоящее время является весьма
неординарной.
Продолжает быть актуальной проблема недобросовестной конкуренции.
Повышенный
интерес к организации выставочных мероприятий объясняется обманчивым
впечатлением доступности этого бизнеса. На каждой професс организованной
выставке всегда царит особая атмосфера легкости, активности,
праздничности. Вот
у многих и возникает желание попробовать себя на этом поприще. Однако
мало кто
задумывается, что для того, чтобы пять выставочных дней прошли на таком
подъеме, необходима кропотливая работа в течение года, как минимум. А
многие
"вершины" достигаются только за несколько лет!
Поэтому перед тем, как принять окончательное решение об участии в той
или иной
выставке, необходимо выяснить, сколько раз она проводилась, так как чем
больше
лет существует выставка, тем выше уровень ее посещаемости и, в идеале,
уровень
организации. Последнее, безусловно,зависит от профессионализма
организаторов и
их умения расширять информационное поле своего мероприятия. Также
необходимо
учитывать, что уровень выставки напрямую связан со степенью развитости
рынка.
Особенно необходимо обратить внимание на членство выставочного
организатора в
профессиональных выставочных объединениях - Международном Союзе выставок
и
ярмарок и Гильдии выставочно-ярмарочных организаций МТПП - и наличие у
выставки
Знаков этих организаций, своеобразных знаков качества, свидетельствующих
о
профессиональном уровне мероприятия.
Современный выставочный продукт -это гибкий инструмент, предлагающий
экспоненту
широкий спектр продвижения: экспозиция, деловая программа,
шоу-мероприятия,
выставочные издания (каталог, пресс-бюллетени, спецвыпуски газет),
интерактивные сайты, возможности пред-/поствыставочной рекламы и PR.
2023 © allbe.ru
|